10 августа Государственный центральный музей кино откроет выставку «Александр Петров. Многослойная реальность»

На выставке в Музее кино на ВДНХ будут представлены произведения Александра Петрова – художника и автора анимационных фильмов. Эскизы, сцены из фильмов, графические разработки типажей и этюды к анимационным картинам из личной коллекции Александра Петрова и фонда Музея кино будут экспонироваться в хронологическом порядке. Выставка будет открыта для гостей до 7 ноября 2023 года.
«Герой проекта приобрёл всемирную известность, когда получил главную премию Американской киноакадемии за свой фильм «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя. Но этой – пусть и самой заветной для кинематографистов – наградой не ограничивается перечень его творческих достижений. Александр Петров выработал собственный уникальный метод создания анимационных картин, с которым познакомит наша выставка», – подчеркивает директор Музея кино Лариса Баженова. Авторский метод называют «ожившей живописью». Это сложная в исполнении, затратная по времени технология, результатом которой становятся высокохудожественные, поистине авторские кинопроизведения. Живопись Петрова действительно оживает на экране, а вот в мастерской художника ничего не остаётся.
«Я рисую свои фильмы на белом матовом стекле», – объясняет Александр Петров. – Краску наношу прозрачным слоем (или несколькими слоями), причём не кистью, а пальцами. Рабочее поле примерно формата А3 подсвечено специальными лампами. Мы снимаем одну фазу движения персонажа, а затем стираем его и рисуем следующую. Фон остаётся неподвижным, как декорации в театре. Но если нужно, скажем как в «Старике и море», передать движение океана, фон тоже приходится рисовать каждый раз заново».
Выставочный проект «Александр Петров. Многослойная реальность» предлагает по-новому взглянуть на творчество режиссёра. На выставке представлены работы разных жанров и творческих интересов Александра Петрова: живописца, мастера рисунка, иллюстратора книги и конечно, выдающегося аниматора. Всего на выставке будет представлено более 200 работ, из которых самые ранние относятся к 1980-м годам. Ими охвачен период творческих поисков Петрова-художника, который можно изучить по материалам к фильмам «По щучьему велению» (1984, реж. Валерий Фомин), «Ночь» (1984, реж. Владимир Петкевич) и «Сказочка про козявочку» (1985, реж. Владимир Петкевич), а период работы в качестве режиссёра иллюстрируют материалы к фильмам «Корова» (1989), «Сон смешного человека» (1992), «Русалка» (1996), «Старик и море» (1999) и «Моя любовь» (2006).
В настоящий период Александр Петров работает над новым фильмом про князя-полководца Александра Невского. Эскизы и наброски типажей к полнометражному фильму «Князь» приоткрывают завесу и дают нам возможность соприкоснуться с новым замыслом режиссёра: «Россия XIII века, в историю которой я сейчас погружен, – это очень далеко. И трудно даже себе вообразить, что это за время. Какой была погода? Освещение? Архитектура, одежда, искусство… Всё это надо сочинить для фильма, но сочинить убедительно, чтобы в каждом кадре дышало время».
Часть экспозиции будет посвящена живописным и графическим произведениям Петрова, которые не относятся ни к кино, ни к книжной иллюстрации. Как истинный живописец, он постоянно ощущает потребность в работе с натурой. Во время путешествий, деловых поездок, «выходов из дома» он берет с собой бумагу, карандаш, пастель или другие материалы. Созданные этюды и зарисовки иногда используются в кинематографических проектах, но в большинстве своем складываются в дальний угол. На выставке представлены работы последних лет, сложившиеся в серии: «Путешествия по Италии» (2015–2019), «Африка. Путешествие в Буркина-Фасо» (2016–2017), «Каток» и «Лошади» (2015–2019).