Аукционный дом «Литфонд» проведет распродажу уникальных культурно-исторических раритетов

Во второй половине октября Аукционный дом «Литфонд» приготовил ряд интересных торгов, на которых будут представлены чрезвычайно редкие произведения из наследия культовых писателей, художников и мастеров декоративно-прикладного искусства дореволюционного, советского и современного периодов. Аукционы пройдут 19, 21 и 28 октября.

Наследие Дягилева и самый редкий сборник Маяковского

В первой сессии 19 октября на торги заявлен комплектный экземпляр «Русских портретов XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича» (Санкт-Петербург, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1905-1909 гг.).
«Русские портреты» опубликованы по итогам выставки русского портретного искусства, прошедшей в 1905 году в Таврическом дворце под руководством известного антрепренера Сергея Дягилева, основателя труппы «Русский балет Дягилева» и организатора «Русских сезонов» в Париже. Уникальное издание, включающее в себя 1087 портретов именитых людей России, вышло тиражом 600 экземпляров. Каждый том состоял из четырех выпусков. Материалами для изданий служили оригинальные портреты и миниатюры, находящиеся во дворцах, музеях, галереях и, преимущественно, составляющие частную собственность. По словам великого князя Николая Михайловича, «появление настоящего издания вызвано желанием дать Сборник снимков с портретов и миниатюр, писанных масляными красками, пастелью и акварельных, с целью ознакомить по возможности интересующихся этим богатым иконографическим материалом, рассеянным по многочисленным собраниям, нередко малодоступным». Первые пятьдесят снимков каждого выпуска выполнены в технике гелиогравюры, остальные — фототипии.
Вероятность встретить на антикварном рынке все тома «Русских портретов» в заявленной комплектности крайне редка. Прошлая продажа в «Литфонде» экземпляра без указателя и с утратами нескольких портретов составила 2 000 000 рублей. На предстоящем аукционе пятитомник с указателем выставлен по стартовой ставке 2 200 000 рублей.
Продолжая тему наследия культовых русских писателей. В этой сессии также обращает на себя внимание одно из трех американских изданий Владимира Маяковского – «Американцам для памяти. Стихи» (Нью-Йорк: New world press, 1925 г.).
Брошюра чрезвычайно редка: отсутствует в Российской национальной библиотеке, ее не было даже в собраниях известных библиофилов Лесмана и Розанова, у которых представлены практически все прижизненные сборники Маяковского. Известны всего два экземпляра этого издания, хранящихся в «Государственном музее В.В. Маяковского», но просто для сравнения: первая книга поэта «Я» представлена там же в количестве 10 экземпляров.
Есть все основания считать, что выставленный на торги экземпляр — самый редкий сборник Маяковского из существующих сегодня. Прошлый аукцион такое издание, правда, с автографом поэта, покинуло по ставке 1 750 000 рублей. Лидирующая ставка на предстоящих торгах указана 350 000 рублей.

Единственный на сегодня первый космический шлем СССР для тренировок на воде

В топе раритетов аукциона 19 октября также единственный выявленный на сегодня шлем космического скафандра СК-1 – скафандр космонавта 1-го отряда (СССР, Машиностроительный завод «Звезда», пос. Томилино Московской области, 1950-е — начало 1960-х гг.).
Шлем относится к начальному периоду в развитии космического скафандростроения. Данная конструкция шлемов использовалась в скафандрах первого отряда космонавтов. По сведениям Машиностроительного завода «Звезда», всего было изготовлено 29 подобных скафандров различного назначения: 7 штук предназначалось для полетов, 20 – для испытаний и только пара шлемов – для тренировок на воде.
По заключению экспертов из Политехнического музея, выставленный на торги экземпляр является частью скафандра для тренировок на воде и представляет ценность музейного уровня. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость таких комплектных скафандров может доходить до миллиона долларов. Стартовая ставка в «Литфонде» за шлем составляет 1 200 000 рублей. 

Культовые полотна и фарфоровые раритеты

21 октября «Литфонд» проведет торги, на которых заявлены редкие произведения живописи и декоративно-прикладного искусства.
Например, впечатляюще представлен на аукционе фарфор: выполненная по образцу Елены Данько (ГФЗ, 1920-1923 гг.) скульптура «Девушка в чепчике» с лидирующей ставкой 650 000 рублей, а также скульптура «Влюбленные» по модели Константина Сомова 1905 года (ГФЗ, 1928 г.), выставленная за 550 000 рублей.

«Московский пейзаж» начала XX века от Павла Кузнецова

Среди выдающихся художественных работ выделяется полотно «Московский пейзаж» начала 1930-х (холст, масло) заслуженного художника Павла Кузнецова (1878–1968 гг.), который учился в мастерской знаковых живописцев Валентина Серова и Константина Коровина.
На обороте имеется надпись: «119 Московский / пейзаж / 80×60», а на подрамнике подписано: «Павел Кузнецов / Московский пейзаж / Начало 30х годов / Из мастерской художника». Последняя пометка оставлена рукой известного коллекционера искусства и кинорежиссера Соломона Шустера (1934-1995 гг.), который приобрел работу из мастерской художника.
Творчество Кузнецова представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в Государственном музее А.С. Пушкина. В «Литфонде» лидирующая ставка за «Московский пейзаж» на момент анонса составляет 3 000 000 рублей.

Натюрморт художника Константина Горбатова

Большую культурную ценность представляет картина «Букет» 1944 года (картон, темпера) одного из крупнейших русских живописцев первой трети XX века Константина Горбатова (1876–1945 гг.). В правом нижнем углу оставлены авторские подпись и дата: «Gorbatoff 1944».
Работа «Букет» относится к редкому для Горбатова жанру натюрморта, к которому художник обратился уже во второй половине 1930-х годов и написал их считанные единицы. Несмотря на то, что Горбатов в основном известен как пейзажист, его натюрморты не менее удачны, а порой выразительнее видов, которые, иногда, композиционно и сюжетно повторяют друг друга.
Живописец, график и профессор Петербургской Академии художеств Константин Горбатов не смог или не захотел влиться в модные кружки и течения живописцев столицы начала XX века. Однако его картины хорошо раскупались. Но после революции 1917 года художник, как и большинство сограждан, сильно бедствовал. В 1922 году вместе с супругой он покинул Россию и поселился в Италии. В 1926 году семейство Горбатовых переезжает в Берлин и некоторое время живет довольно зажиточно. Художник много работает, его картины хорошо продаются. Но с приходом к власти нацистов ситуация резко меняется – картины русского художника не нужны. Хуже того – нацисты не позволяют ему покинуть Германию. Семья страшно бедствует и с огромной надеждой ждёт окончания войны. Но всего за несколько дней до этого живописец умирает. Согласно его завещанию, все картины после смерти были переданы Академии художеств в Ленинграде. А в настоящее время хранятся в Московском областном художественном музее в Новом Иерусалиме.
Лидирующая ставка за «Букет» Константина Горбатова достигла на момент релиза 2 600 000 рублей.

Редкий пример натюрморта в творчестве Ивана Горюшкина-Сорокопудова

В центре внимания участников предстоящего аукциона и другая редкость — «Натюрморт с цветущими азалиями, апельсинами и скульптурой» первой четверти ХХ века (холст, масло) художника Ивана Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.). В левом нижнем углу сохранилась авторская подпись: «И.Горюшкин-Сорокопуд…».
Это произведение — редкий пример натюрморта в творческом наследии художника, получившего известность своими пейзажами и жанровыми композициями. Несмотря на то, что автор редко прибегал к жанру натюрморта, последний все же часто присутствует в качестве аксессуарного дополнения к его портретам.
Заявленный натюрморт в значительной мере расширяет и углубляет представление о творческих возможностях и уровне мастерства Ивана Горюшкина-Сорокопудова. Подлинность работы подтверждена экспертным заключением.
В своих мемуарах, увидевших свет в 1949 году, живописец, график и педагог Иван Горюшкин-Сорокопудов поведал о том, как обучался у великого русского художника Ильи Репина. В 1986 году в Пензенской картинной галерее открылся мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова. Лидирующая ставка за редкий натюрморт заявлена 950 000 рублей. 

Редчайший плакат Эль Лисицкого с утраченным памятником

28 октября «Литфонд» выставляет на торги коллекцию редких советских плакатов 1920-х — 1980-х годов. Топ возглавляет фотомонтажный плакат работы знаковой фигуры русского авангарда: плакат «Москва — столица СССР» от художника Лазаря Лисицкого, получившего широкую известность под именем Эль Лисицкого (Москва, Изостат, ЦУНХУ Госплана СССР; Отпечатано 1-й Образцовой типографией ОГИЗа РСФСР треста «Полиграфкнига», 1940 г.).
Центральной фигурой в сюжете плаката выступает утраченный памятник советского монументального искусства «Рабочий со звездой», созданный советским скульптором и графиком Вячеславом Андреевым. Монумент предназначался для павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Эта скульптура рабочего была очень популярна в СССР, ее изображения тиражировались в буклетах, на плакатах и листовках.
На нижний край плаката помещены слова председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова: «Посмотрите, как мирно горят наши пятиконечные кремлевские звезды. Их свет далеко и уверенно светит. …В случае же военного нападения на Советский Союз, нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звезд, которые светят далеко за пределы нашей страны».
Художник и архитектор Эль Лисицкий (1890 — 1941 гг.) является одним из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Его плакат со скульптурой Андреева считается чрезвычайной редкостью и практически не встречается на российском антикварном рынке. Раритет обладает историко-культурной ценностью музейного уровня и выставлен на торги по лидирующей ставке 2 500 000 рублей.