Бахрушинский музей открывает выставку «“Маскарад” М.Ю. Лермонтова на театральной сцене» в Доме Ермоловой

3 октября Бахрушинский музей открывает экспозицию к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и к 150-летию Всеволода Мейерхольда, поставившего самый знаменитый спектакль по произведению поэта и драматурга.
Творчество Лермонтова – особая страница в русской классике. А.Герцен отмечал, что «Лермонтов, куда бы ни обращал мысль, всегда оставался на твердой почве реальности», а потому вся лирика Лермонтова пронзительна своей «исключительной точностью, свежестью, правдивостью и беспощадной искренностью».
«Бахрушинский музей – крупнейший хранитель театрального наследия России — приглашает встретить осень красками «Маскарада». На выставке вы узнаете историю легендарных постановок самой театрализованной драмы Лермонтова. Можно смело утверждать, что именно Мейерхольд открыл миру театр Лермонтова, пригласив живописца и сценографа Александра Головина к совместной работе. Уникальные экспонаты из фондов Бахрушинского музея покажут весь тот путь, что проделали режиссер и художник, чтобы выполнить эту задачу», – рассказала генеральный директор БТМ Кристина Трубинова.
Действительно, в историю театра Лермонтов вошел несколькими драматическими произведениями («Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек», «Маскарад», «Арбенин» и «Два брата»), однако именно драма в стихах «Маскарад», так и не увидевшая свет при жизни автора, стала одной из самых знаменитых театральных премьер за всю историю отечественного театра. К пьесе Лермонтова обращались выдающиеся режиссеры: Всеволод Мейерхольд, Юрий Завадский, Леонид Варпаховский, в наши дни – Валерий Фокин и другие. Музыку к ней писали: Алексей Глазунов, затем уже в советское время Сергей Прокофьев, Анатолий Богатырев, Венедикт Пушков, Арам Хачатурян, Дмитрий Толстой.
В драме «Маскарад» Лермонтов поднялся до высочайших вопросов русского бытия. Не потому ли пьеса поэта прорвалась сквозь века, сквозь поколения и звучит вновь на сцене, тревожа умы и совесть зрителей?
Несколько лет Мейерхольд жил только Лермонтовым. Для создания особого маскарадного стиля спектакля собирал документы в Париже, Дрездене, Лондоне, Лейпциге и других городах Европы. Премьера состоялась на сцене Александринского театра 25 февраля 1917 г., когда на улицах Петербурга прозвучали первые выстрелы и появились первые баррикады. «Маскарад» почти сразу был объявлен «последним спектаклем Российской Империи».
Бальной культуре императорской России была присуща своя знаковая система, в которой важна каждая деталь. Бал – это не просто дамы и кавалеры, грациозно кружащиеся в вальсе, но и декольтированные платья, мушки, веера, лайковые перчатки, бутоньерки, маски, шарфы. И, конечно, особый язык романтических условных сигналов и намеков, подававшихся при помощи всех этих аксессуаров. Атрибутика бала (22 предмета) будет сопровождать зрителя во всех разделах выставки. Музыка к пьесе (вальсы из разных постановок «Маскарада») призвана усилить погружение посетителей в атмосферу настоящего бала-маскарада.
Первый раздел выставки раскрывает историю шедевра Всеволода Мейерхольда и Александра Головина, над которым его авторы работали 6 лет. «Маскарад» они трактовали как глобальную социальную метафору: маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок. На выставке представлены эскизы декораций, костюмов, занавесов, выполненных к спектаклю А.Головиным (всего в коллекции БТМ более 1 100 работ художника); более 30 фотографий сцен из спектакля. Центром экспозиции станут эскизы декораций и костюмов из фондов БТМ.
В ходе масштабной подготовки режиссеру и художнику удалось создать уникальную атмосферу карнавала, игры и масок, отсылающую зрителя к маскарадной Венеции XVIII века. В ней Мейерхольд увидел истоки лермонтовского взгляда на маскарад. Гений Мейерхольда–Головина позволил создать на сцене эту атмосферу вулканизма, грез, волшебного сна, разбавленных роковой «драмой страстей», которыми пронизан «Маскарад» Лермонтова. Головин применил и живописные панно-задники, и многочисленные арлекины, занавесы, драпировки, ширмы, и многие другие средства сценического оформления, вплоть до зеркал, отражающих зрительный зал, «стирающих» рампу и делающих людей в зрительном зале соучастниками театрального действа. Сам маскарад становится главным героем пьесы, поставленной Мейерхольдом. Спектакль оставался на сцене почти четверть века и стал знаковым в истории театрального искусства, оказав влияние на многие постановки столетия. Последний раз спектакль В.Э. Мейерхольда был сыгран 6 июля 1941 года.
В историю театра вошла также постановка театра имени Вахтангова. Премьера состоялась 21 июня 1941 года накануне войны. Спектакль был поставлен режиссером Андреем Тутышкиным в декорациях художника Георгия Мосеева. «Маскарад» прошел всего несколько раз, но волшебный вальс Арама Хачатуряна остался в истории театра и российской музыкальной культуры.
Сегодня об этом спектакле напоминают 11 эскизов декораций и костюмов Георгия Мосеева из фондов Бахрушинского музея. Эти эскизы создавались под влиянием гения Александра Головина. Они представлены во втором разделе выставки.
В послевоенные годы наиболее значительными постановками «Маскарада» стали спектакли Московского театра им. Моссовета и Малого театра.
Главный режиссер Государственного академического театра имени Моссовета Юрий Завадский впервые поставил «Маскарад» в 1952 году, а в 1964 году представил вторую редакцию спектакля. Художником был Борис Волков. Режиссер подчеркивал, что для него неприемлем сценический «прозаизм», что он стремился создать «фантастический спектакль». И сдержал слово: поставил «драму страстей». Он ввел в спектакль новое действующее лицо – Капельмейстера, который дирижирует не только оркестром, но действием и страстями, которые обуревают героев. В отличие от романтических трагедий, где герой олицетворяет ум и благородные страсти и противостоит злу, Арбенин несёт в себе оба начала. Композитор спектакля — Арам Хачатурян (это было вторичное использование его музыки, написанной за десять лет до того для вахтанговского спектакля). В роли Арбенина выступил Н. Д. Мордвинов.
Спектакль Завадского представлен на выставке 1 эскизом и 19 фотографиями из фондов БТМ.
Леонид Варпаховский – ученик и последователь Всеволода Мейерхольда – в 1962 году своей первой работой в Малом театре выбирает «Маскарад». В 1933-1935 годах Леонид Варпаховский работал в театре им. Вс. Мейерхольда, наблюдая репетиции мастера. В условиях хрущевской оттепели его «Маскарад» стал своеобразным связующим звеном с легендарным спектаклем Мейерхольда 1917 года. Приступая к работе, режиссер поставил цель: «опираясь на положительный опыт прошлого и особенно на опыт Мейерхольда, …посмотреть на «Маскарад» глазами людей 60-х годов». Художником постановки стал один из лучших театральных художников своего поколения Энар Стенберг. 16 прекрасных эскизов декораций и костюмов к спектаклю позволят представить атмосферу «Маскарада» Леонида Варпаховского.
Выставка рассказывает, как спектакль «Маскарад», возникший на сломе эпох, переживший своих создателей и их палачей, «погибший» в огне войны, как птица Феникс русского театра, снова и снова возрождался к жизни, возвращаясь к зрителю. Лучшим подтверждением тому служит историко-документальная реконструкция фрагментов сценического текста легендарного спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего», созданная в 2014 году Валерием Фокиным при участии доктора искусствоведения А.А.Чепурова и по сей день идущая в репертуаре Александринского театра.