ИССЛЕДОВАНИЕ: ВЦИОМ И ПРЕМИЯ «ПРОСВЕТИТЕЛЬ» ВЫЯСНИЛИ, КАК НА САМОМ ДЕЛЕ РОССИЯНЕ ЧИТАЮТ НАУЧПОП

Премия «Просветитель» вместе с фондом ВЦИОМ провела исследование аудитории научно-популярного контента и особенностей его потребления. Оказалось, что больше всего россияне интересуются астрономией, космосом и вопросами медицины, предпочтение отдают просвещению в цифровом формате и не всегда могут отличить научно-популярную литературу от просто популярных или околонаучных изданий.
Премия «Просветитель» — единственная российская премия, которая изучает, отбирает и награждает лучшие научно-популярные книги на русском языке. Ее задача — сделать этот жанр литературы видимым для широкой публики и помочь ей сориентироваться в многообразии изданий, чтобы выбрать для чтения действительно качественные книги о науке.
Хорошо представляя себе, как создается и распространяется информация, популяризирующая современное научное знание, премия «Просветитель» инициировала глубокое исследование аудитории научно-популярных книг. На основе анализа этого опроса премия планирует работать в следующем сезоне, расширяя круг читателей, и надеется, что полученное знание может быть полезно и всем, кто интересуется популяризацией науки на русском языке.
В онлайн-опросе ВЦИОМ принимали участие респонденты из России старше 18 лет: они ответили на вопросы о предпочитаемых темах в научпоп-литературе, о том, чьим рекомендациям в выборе этого контента они следуют, как выбирают и как оценивают контент.

Интерес ≠ чтение

Среди тех, кто интересуется наукой и научными открытиями, большинство смотрит передачи, интервью и другие материалы по телевизору (69%), в социальных сетях (59%) и на каналах блогеров (53%).
К «читателям» удалось отнести всего 55% опрошенных. Их исследователи разделили на четыре группы: «понимающие» (читали только научпоп, 25%), «любители» (читали научпоп и книги, не относящиеся к нему, 22%), «заблуждающиеся» (читали только книги, которые не относятся к научпопу, 8%) и «затруднившиеся» (сказали, что читали, но не назвали автора; не более 0,4% таких опрошенных). При этом только 38% респондентов прочитали хотя бы одну научно-популярную книгу за последние двенадцать месяцев.

Что такое научпоп?

Само определение научно-популярной литературы как жанра вызывает трудности: многие респонденты к научпопу причисляли фантастику, книги по саморазвитию, эзотерике и др. Более трети участников опроса (38%) без подсказки назвали авторов / книги, которые, на их взгляд, относятся к научно-популярному направлению. 23% респондентов вовсе не знают, какие книги относятся к научпопу, а 39% затруднились ответить на вопрос.
Среди авторов научно-популярной литературы самыми узнаваемыми оказались Хокинг, Докинз, Перельман. Когда участников опроса попросили сказать, какие книги относятся к этому жанру, чаще всего упоминались энциклопедии, книги о науке или научных открытиях, о медицине или здоровье.

Популярное в научно-популярном

Для «понимающих» наибольший интерес представляют астрономия и изучение космоса (40%), технические достижения и психология (по 37% соответственно).
У «заблуждающихся» порядок приоритетов другой: психология (70%), технические достижения (33%) и астрономия и изучение космоса (31%). Отличия наблюдаются в подгруппе респондентов, которые читали не только научпоп: наиболее актуальные направления для них — психология (60%), медицина (36%), астрономия и изучение космоса (29%). Технические достижения не столь интересны для данной подгруппы в сравнении с двумя другими.
Темы интернет-технологии и физики более интересны для «понимающих» опрошенных, философия и социология и политология — для «любителей». «Заблуждающиеся» реже других отмечали, что им интересно читать о биологии и биотехнологии и экономических науках. Наименьший интерес для всех читателей, по результатам опроса, представляют химия и математика.

Как выбирают и кому доверяют

При выборе книги «читатели» смотрят на тему (65%), слог изложения и авторский стиль (41%) и автора книги (35%). Большую роль (этот критерий выбора оценили в 6,7 баллов из 10) играют также рекомендации близкого круга: друзей, коллег, знакомых. А вот к рецензиям и советам консультантов прислушиваются меньше всего (роль этого критерия оценили в 5,2 и 4,9 соответственно).
Узнают же о новинках научно-популярной литературы «читатели» в основном через сайты (52%), близкое окружение (35%) и социальные сети (35%). А те, кто предпочитает «некнижный» контент, — по телевидению, на сайтах в интернете и в социальных сетях. Молодежь 18–24 лет чаще других возрастных групп обращает внимание на рекламу (23%) и получает информацию из подкастов (25%). А опрошенные 25–34 лет — из обзоров блогеров (31%) и книжных приложений (24%). «Читатели» 60 лет и старше чаще других узнают о новинках по телевидению (33%).

Чего не хватает

Более половины «читателей» (57%) и «нечитателей» (53%) считают, что на рынке достаточно научно-популярной литературы. О дефиците заявили 16% «читателей» и 12% потребителей «некнижного» научпопа. Обе аудитории среди наиболее ожидаемых тем назвали астрономию (в том числе по теме Вселенной и космоса), медицину и здоровье человека.