20 мая Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых представит настоящие шедевры русской литературы. Самыми топовыми из них, безусловно, станут редкие и прижизненные издания культовых русских писателей.
Самыми дорогими на старте заявлены редчайшие из книг, увидевшие свет еще при жизни своих авторов – миниатюрный томик «Евгения Онегина», выпущенный Александром Пушкиным незадолго до печально известной дуэли, а также сборник сочинений Николая Гоголя, в котором впервые были опубликованы рассказы «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».
Миниатюрный «Онегин» — последнее из прижизненных изданий Пушкина
Высокой ценностью обладает редкое третье издание «Евгения Онегина» Александра Пушкина (Санкт-Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1837 г.). Экземпляр выставлен на торги в роскошном марокеновом переплете эпохи с сохранением обеих сторонок издательской гравированной обложки.
Примечательно, что это последнее из прижизненных изданий Пушкина, а также что саму идею выпуска миниатюрного «Онегина» автору подал купец-книготорговец Василий Поляков. Вышла книга тиражом 5 000 экземпляров, продавалась по 5 рублей и очень хорошо раскупалась. А после смерти автора и вовсе было распродано полностью за одну неделю.
Как писал в 1912 году пушкинист Николай Лернер в «Вестнике литературы», фактически издание уже тогда перешло в категорию больших редкостей, сравнительно высоко котирующихся на книжном антикварном рынке. Неудивительно, что и сегодня стартовая ставка за миниатюрного «Онегина» 2 500 000 рублей.
Первый «Борис Годунов» Пушкина с интересным провенансом
Неизменно большой интерес вызывает у библиофилов и первое пушкинское издание трагедии «Борис Годунов» (Санкт-Петербург, Типография Департамента Народного Просвещения, 1831 г.).
Известно, что Пушкин закончил «Бориса Годунова» в ноябре 1825 года, но несколько лет произведение не проходило цензуру, хотя некоторые отрывки и публиковались в «Московском Вестнике» (1827 год), альманахах «Северные цветы» (1828 год) и «Денница» (1830 год). Сама же книга «Борис Годунов» увидела свет только 24 декабря 1830 году (хотя на титульном листе год выпуска указан как 1831).
Нельзя не упомянуть, что с написанием именно этой книги связано и знаменитое, ушедшее в народ восклицание: «Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!». О том, как оно появилось, упоминает сам Пушкин в письме к Вяземскому: «… Трагедия моя закончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!».
На одном из прошлых аукционов «Литфонда» подобный экземпляр был продан с молотка за 7 000 000 рублей. Стартовая ставка на предстоящих торгах составляет 1 800 000 рублей.
Прижизненный Гоголь с автографом поэта Струговщикова
Большой удачей станет приобретение на аукционе редкого прижизненного издания «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» (Санкт-Петербург, Типография вдовы Плюшар с сыном, 1835 г.), в котором впервые были опубликованы рассказы «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».
Издание состоит из 2-х частей, на авантитулах которых имеется владельческая надпись: «А. Струговщиков», принадлежащая поэту и одному из лучших русских переводчиков XIX века Александру Струговщикову (1808-1878 гг.). На форзаце его же рукой оставлена заметка: «NB О средних веках. Это вступительная лекция, читанная в СПбургском Университете адьюнкт-профессором Н. Гоголем».
Вышедший при жизни Гоголя сборник очень разнообразен по содержанию — отсюда, кстати, и его название: «Арабески», которое символизирует причудливое переплетение образов в единый узор. Ведь и гоголевское издание объединило в себе статьи по искусству, истории, а также несколько повестей. В числе последних, к слову, был впервые напечатан рассказ «Портрет», который позже Гоголь полностью перепишет.
Сам автор в предисловии сообщил: «Собрание это составляют пиэсы, писанные мною в разные времена, в разные эпохи моей жизни. Я не писал их по заказу. Они высказывались от души, и предметом избирал я только то, что сильно меня поражало…». Начальная ставка за раритетные «Арабески» Гоголя указана 2 500 000 рублей.
Первое отдельное издание «Горя от ума» с доцензурными текстами
Музейной ценностью обладает первое отдельное издание Александра Грибоедова «Горе от ума. Комедия в четырех действиях, в стихах» (Москва, Типография Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1833 г.), выставленное на торги в прекрасном библиофильском составном марокеновом переплете эпохи.
Книга имеет ценность музейного уровня еще и потому, что содержит одновременно и портрет, и факсимиле писателя, что встречается чрезвычайно редко.
Однако, главную роль, безусловно, играет судьба появления этой книги. Поскольку заявленное издание является первым отдельным выпуском культовой комедии Грибоедова, которая после смерти автора была разрешена к представлению исключительно в искаженной театральной цензурой редакции. А к печати стала допущена только в 1833 году по Высочайшей резолюции Николая I: «Печатать слово от слова, как играется…».
Сохранились исторические свидетельства, что 1828 году Грибоедов, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у своего друга — писателя Фаддея Булгарина рукопись с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов». По оценкам специалистов, содержание той, так называемой «булгаринакой рукописи», и является основным текстом ставшей затем популярной комедии. И, по стечению трагических обстоятельств, оставленная надпись отражает последнюю авторскую волю, так как в январе 1829 года Грибоедов погиб в Тегеране.
Авторская рукопись комедии, увы, не сохранилась, несмотря на то что её поиски в Грузии в 1940-1960-е годы носили характер сенсационной кампании. Все было безрезультатно.
Как отмечают эксперты, «антикварная цена экземпляров 1-го издания высока…». Стартовая ставка в «Литфонде» за раритетное «Горе от ума» составляет 600 000 рублей.
Прижизненное издание басен Крылова — почти за полмиллиона рублей
На торгах представлена одна из наиболее редких книг И. Крылова «Три новые басни И.А. Крылова, читанные в торжественном собрании Императорской публичной библиотеки Января 2 дня сего года» (Санкт-Петербург, Типография Императорского театра, 1817 г.). Именно в этом издании были впервые, при жизни автора, опубликованы «Похороны» (параллельно они также были напечатаны в «Трудах общества любителей российской словесности»).
Писатель и библиофил Николай Смирнов-Сокольский писал об этом издании так: «…одно из самых редких прижизненных изданий его. (…) Во всяком случае, сейчас эта брошюра чрезвычайно редка». Первоначальная ставка за книжный раритет указана 400 000 рублей.
Кустодиев с Замятиным в одном футляре — за 1 200 000 рублей
Не оставит равнодушными участников предстоящего аукциона и другая культурная редкость — папка с эскизами иллюстраций Бориса Кустодиева к книге Евгения Замятина «О том, как исцелен был отрок Эразм» (1922 г.).
В папке содержится 47 рисунков, которые расположены на двадцати четырех листах тонкого картона (21×15 см). По композиции изображения совпадают с иллюстрациями из книги, но отличаются от печатного варианта множеством мелких деталей.
По словам экспертов, это объясняется тем, что технология подготовки иллюстрированных изданий в 1920-х годах предполагала создание не одного, а нескольких комплектов оригиналов для печати. Все они, как правило, исполнялись одним автором. Наличие в представленном экземпляре подготовительного рисунка (наброска), а также использование непрозрачной бумаги и отсутствие следов перевода — все вместе указывает на то, что это один из первых вариантов иллюстраций. «Особенности манеры рисунка и материалы подтверждают их подлинность», — говорится в экспертном заключении, которое прилагается к альбому.
В комплекте с эскизами также идет издание Евгения Замятина «О блаженном старце Памве Нересте, о нарочитой премудрости его, о многих происшедших чудесных знаменах и о том, как был исцелен инок Еразм» (Санкт-Петербург, Берлин, Издательство «Петрополис», 1922 г.), оформленное Борисом Кустодиевым. Книга вышла тиражом всего 1000 нумерованных экземпляров, из которых 100 римской нумерации в продажу не поступало. На торги в «Литфонде» выставлен экземпляр № XI.
Выдающегося художника, графика, иллюстратора Бориса Кустодиева (1878-1927 гг.) называют любимым учеником Ильи Репина. Он и правда принимал участие в работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» последнего. Полотна самого Кустодиева представлены в ГТГ, ГРМ, Музее русского искусства в Киеве, Астраханской картинной галерее, галерее Уфицци в Италии и других.
Первоначальная цена за эскизы Кустодиева к знаменитой книге Замятина составляет 1 200 000 рублей.