«Литфонд» выставил Рериха за 3 000 000 рублей

17 июня Аукционный дом «Литфонд» проведет торги «Important Sale: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства. Московский стринг», где будут представлены произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства по стартовым ставкам всего 1 рубль.
Ценители искусства уже развернули борьбу за раритеты — на ряд из них лидирующие ставки на момент релиза достигли номинала от нескольких сотен тысяч рублей до миллионов рублей.

Три миллиона рублей — за «Такла-Макан» Рериха

Украшением предстоящего аукциона можно считать живописное произведение Николая Рериха «Такла-Макан» (фанера, масло, темпера, 1925-1926 гг.).
Выставленная на предстоящие торги в «Литфонде» картина имеет экспертное заключение ВХНРЦ имени академика Игоря Грабаря и относится к экспедиционным зарисовкам, которые Рерих сделал во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928 гг.). На полотне изображен пейзаж вдоль границ пустыни Такла-Макан — этот участок между перевалом Санджу и городом Хотана экспедиция с художником преодолела в конце 1925 — начале 1926 годов.
Николай Константинович Рерих (1874-1947 гг.), помимо того, что известен как выдающийся художник и сценограф, был глубоким философом, мистиком, много писал и путешествовал, занимался археологией. Он создал 7000 полотен, многие из которых находятся в известных галереях мира, а из-под его пера вышли около 30 литературных трудов.
Лидирующая ставка за пейзаж «Такла-Макан» 3 000 000 рублей. 

Крымский пейзаж с натуры от Нестерова — за 3 400 000 рублей

Большой интерес представляет натурный пейзаж одного из ярчайших русских художников — Михаила Нестерова: «Гаспра» (картон, масло, начало 1930-х гг.). На обороте тушью пером оставлена дарственная авторская подпись: «Моему Другу в память / славныхъ гаспринскихъ побъдъ / МихНес / 1931».
Известно, что адресатом обращения была Александра Дмитриевна Трескина (1890-1971 гг.) — ученица и друг художника, в также библиограф Фундаментальной библиотеки АН СССР в Москве. С нею Нестеров познакомился, когда проходил лечение в Хосте во время своего путешествия по Кавказскому побережью. А вот в Крыму и, в частности, небольшом городке Гаспре, художник побывал дважды — в 1928 и 1929 годах.
Примечательно, что на заявленной на аукцион картине воплощен довольно редкий для творчества Нестерова мотив — фрагментарное изображение фасада дома с растущими около него деревьями и цветами на переднем плане. Работа сопровождается экспертным заключением НИНЭ имени Павла Третьякова.
Живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942 гг.) входит в число основателей Союза русских художников. Знаменит тем, что в первой половине прошлого века исполнил целую серию парадных портретов деятелей русской (советской) культуры. И одновременно с этим создал пейзажи и композиции на религиозные сюжеты, в духе более ранних произведений. Лидирующая ставка за картину с домом в Хосте составляет 3 400 000 рублей.

Пророчество «Большой крокодилы» Юлия Ведерникова

Наряду с упомянутыми пейзажами выделяется исключительная работа живописца Юлия Ведерникова — «Большая крокодила» (холст, масло, 2010 г.). С авторской подписью в левом нижнем углу: «Юлий Ведерников 2010».
Работа является одной из последних картин художника, оставшихся в России. Основная часть его наследия хранится в частных собраниях США и Европы.
«Мне хочется изображать нашу жизнь во всей ее красе и многочисленной прелести. Но что-то у меня не получается… Преломляясь во мне, эта жизнь выходит из-под моей кисти или пера какой-то странной и даже, я бы сказал, абсурдной. И поделать здесь я ничего не могу», — комментировал свое творчество сам Ведерников.
Как художник Юлий Анатольевич Ведерников (1943-2015 гг.) сформировался в конце 60-х — начале 70-х годов. А мечтал он с раннего детства стать музыкантом, но неожиданная болезнь лишила его слуха. В своей творческой манере художник-философ Ведерников даёт нам возможность со стороны посмотреть на круговорот сиюминутных человеческих отношений, падение ценностей и путаницу целей, безнравственность, корыстолюбие и ханжество, которые сводят отношения людей к животным инстинктам.
Заявленная на торги картина представлена из собрания вдовы художника — Эльзы Модестовны Прохоровой, лауреата премии Совета Министров СССР, кандидата биологических наук и автора учебников по валеологии. Интересно, что когда она рассказывает про создание этого полотна, то говорит, что картина явилась неким пророчеством, ведь на ней изображена пылающая мэрия, а мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков действительно был уволен спустя некоторое время после ее написания.
Лидирующая ставка за пророческую работу достигла 2 000 000 рублей.

Почти два миллиона рублей — за «Свидание» Леонида Соломаткина

На торгах предстанет также картина «Свидание» Леонида Соломаткина (Холст, масло, 1881 г.) с авторской подписью в правом нижнем углу: «Л.Соломаткинъ 1881».
Произведения одного из крупнейших русских живописцев второй половины XIX века Леонида Соломаткина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, Ульяновском художественном музее, Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске, Одесском художественном музее и других.
Удивительно, как из пастушка, рано осиротевшего, который с детства работал погонщиком скота и помощником странствующего торговца, а подростком сопровождал с чумаками обозы по малороссийским степям в порты Черного и Азовского морей, вырос талантливейший живописец.
В разные годы своей жизни Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883 гг.) учился у таких авторитетных художников, как Егор Васильев, Аполлон Мокрицкого и Сергей Зарянко. В 1861–1866 посещал занятия Императорскую Академию художеств в Петербурге в качестве вольнослушающего ученика. Изучал в Эрмитаже произведения «малых» голландцев. Работал в области жанровой живописи. Несмотря на успех ранних произведений — некоторые были даже приобретены в крупнейшие собрания русской живописи (например, в коллекцию Павла Третьякова) — художник сильно нуждался. А в последние годы жизни совсем мало работал, в основном повторяя и варьируя сюжеты картин 1860-х.
Выставленное на торги полотно имеет экспертное заключение ВХНРЦ имени академика Игоря Грабаря и лидирующую ставку 1 800 000 рублей.

Пейзажи Киселева и Фалька — по ставкам чуть менее полутора миллиона рублей

На торги также выставлен пейзаж «Майская зелень. Берег моря близ Туапсе» Александра Киселёва (холст, масло, 1900-е) с авторской подписью в правом нижнем углу: «АКиселевъ / 20 Мая 190…».
Произведения Александра Александровича Киселева (1838-1911 гг.) находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Для его художественной манеры характерны повествовательность и тщательная выписанность деталей. Причем, это касается как пейзажей «тихих уголков» русской природы, так и панорамных видов в духе академического и салонного искусства. Туапсе живописец Киселёв избрал в качестве места для летних художественных занятий еще в середине 1890-х годов. Затем, в 1899 году, он приобрел дачу на мысе Кадош близ Туапсе, а чуть позднее — земельный участок в центральной части посада под строительство городского дома (в котором ныне располагается мемориально-художественный музей художника).
Стоит заметить, что пейзажи художника, подобные заявленной «Майской зелени …», экспонировались на выставках Товарищества передвижников и опубликованы в иллюстрированных каталогах Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и посмертном альбоме «Академик живописи Александръ Александровичъ Киселевъ. 1838-1911».
Пейзаж имеет экспертное заключение ВХНРЦ имени академика Игоря Грабаря. Лидирующая ставка за полотно 1 400 000 рублей.
Аналогичная лидирующая ставка указана и за картину из собрания израильского композитора и певца Йедидии Горохова-Адмона — «Пейзаж. Франция» Роберта Фалька (бумага, гуашь, 1930-е). В левом нижнем углу имеется авторская подпись: «R. Falk».
Сам художник признан одним из ведущих живописцев первой половины XX века. Роберт Рафаилович Фальк (1886–1958 гг.) входил в число основателей общества «Бубновый валет», был членом и экспонентом объединений «Мир искусства», «Московские живописцы», ОМХ, АХРР. Его работы хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Портрет княжны и актрисы от художника Ульянова из архива режиссера

Любопытный раритет заявлен во второй сессии торгов 17 июня, которая пройдет под названием «Петербургский стринг». Речь про «Портрет Елены Львовой-Пестель» художника Николая Ульянова (холст, масло, 1920-е) из собрания коллекционера и кинорежиссёра Соломона Шустера. На подрамнике сохранилась этикетка выставки «Русская живопись I половины ХХ века из частных коллекций», а также подпись графитным карандашом: «Ульянов Портрет Львовой-Пестель».
О героине портрета известно, что актриса Елена Пестель, урожденная княжна Львова, была ученицей Михаила Чехова и с 1925 года играла на сцене Российского академического Молодежного театра (РАМТ). Пережила репрессии советской властью, вернулась из лагерей в 1950-е годы.
Блестящий рисовальщик и живописец Николай Павлович Ульянов (1875-1949 гг.) служил в 1901–1903 годах помощником художников Валентина Серова и Константина Коровина. Как следствие, увлекся импрессионизмом. Он также использовал опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством. Все это привело к созданию собственной системы в живописи и рисунке Ульянова, отмеченной необычайным разнообразием художественных приемов.
Большинство его работ позднего периода создано в традициях реализма. Полотна Ульянова представлены во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями его произведений располагают ГТГ и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лидирующая ставка за портрет Пестель составляет 900 000 рублей.

Фарфоровые раритеты

На предстоящем аукционе также будут представлены редчайшие работы из фарфора. Например, нетиражные экземпляры скульптур производства Ленинградского фарфорового завода XX века. В основном, это статуэтки по моделям выдающихся советских скульпторов, тесно сотрудничавших с художниками и музеями.
В частности, обращает на себя внимание фарфоровая с золочением скульптура «Негритянка, читающая книгу» (СССР, ЛФЗ, 1967 г.). Высота статуэтки 19,5 см, на основании есть надпись: «скульпт. Никоновой И.Н. / росп. Лупановой Е.Н. / 1967 г.».
Скульптор Ирина Николаевна Никонова (1910-1997 гг.) работала в техниках станковой скульптуры и скульптур малых форм. В 1930-1934 годах служила художником в цехе по росписи тканей при ЛенИзо, а в 1957-1967 годах состояла скульптором в штате ЛФЗ, занималась преподавательской деятельностью. Участвовала в выставках, ее произведения по сей день экспонируются в ГЭ, ГРМ и других музеях, а также частных коллекциях.
Художник по росписи фарфора Елизавета Николаевна Лупанова (1910-1973 гг.) в 1937-1942 годах работала на ЛФЗ художником. Автор образцов росписи фигур, исполненных по моделям многих выдающихся скульпторов, в числе которых упомянутая член Союза художников СССР Ирина Никонова.
Выставленный на аукцион вариант авторской росписи Елизаветы Лупановой чрезвычайно редок и не тиражировался. Аналогичная скульптура хранится в коллекции Музейного комплекса имени Ивана Яковлевича Словцова в Тюмени.
Лидирующая ставка за фарфоровый раритет 700 000 рублей.

Барельеф Натальи Данько для станции метро «Театральная»

Коллекционеры оценят уникальный экземпляр — эскиз барельефа «Казахский танец» из серии барельефов «Музыка и танцы народов СССР» для станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») в Москве (СССР, ЛФЗ, 1937 г.).
Раритет размером 20,8×14 см выполнен из фарфора с цветной глазурью. На обороте имеются надписи: «Н.Д / 1937», «Проба / массы». Этот барельеф опубликован в книге Владимира Левшенкова «Творчество сестер Данько» (Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр», 2012 г. — стр. 327). Другие эскизы из серии барельефов метрополитена до настоящего времени в литературе не описаны.
Уникальный предмет обладает важным художественным и историко-культурным значением. Ведь для ЛФЗ тогда, в первой половине прошлого века, стало большим событием исполнение архитектурных деталей по заказу метрополитена. Так, в 1936 году завод изготовил 46 фарфоровых капителей, увенчавших ониксовые колонны на станции «Киевский вокзал», а в 1937 году — 67 метровых барельефов и 120 декоративных пластов для станции «Площадь Свердлова». Эти барельефы исполнены по 14 эскизам Натальи Данько и посвящены музыке и танцам народов СССР (казахов, узбеков, грузин, великороссов, украинцев, белорусов, армян).
Художник декоративно-прикладного искусства Наталья Яковлевна Данько (1892–1942 гг.) — один из наиболее значительных мастеров «агитационного фарфора». С 1914 года работала скульптором Императорского фарфорового завода (Государственного фарфорового завода — Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Автор изделий мелкой фарфоровой пластики (отдельных фигур и скульптурных групп). Ее творчество представлено в ГТГ, ГРМ, ГЭ, Государственном музее керамики и усадьбе «Кусково» XVIII века, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Лидирующая ставка за барельеф 800 000 рублей.

С полным каталогом можно ознакомиться на сайте аукциона https://www.litfund.ru/auction/493s1/ и https://www.litfund.ru/auction/493s1/.