Сарик Андреасян рассказал, как снимать кино, чтобы оно окупалось

На YouTube-канале Игоря Рыбакова вышел новый выпуск «Миллион на миллионе», в котором скандальноизвестный режиссер, сценарист и продюсер Сарик Андреасян рассказал, как снимать кино, чтобы оно окупалось, почему у Никиты Михалкова не получается собрать кассу, сколько он заработал на самом популярном российском сериале «Чикатило», назвал самого лучшего и самых худших российских режиссеров.
Сарик Андреасян: 36 лет, скандальноизвестный режиссер, сценарист и продюсер. Среди знакомых всем картин «Беременный», «Служебный роман. Наше время», «Лопухи», «Мамы, «Непрощенный» и совсем недавно вышедший сериал «Чикатило» о всемирно известном серийном убийце. Критики почти всегда картины режиссера ругают, негативных отзывов и обзоров много, но Сарику Андреасяну как будто бы все нипочем — касса говорит за него. Андреасяна считают одним из самых успешных режиссеров с точки зрения бизнеса. Он умеет снимать кино, которое окупается.

Интересные цитаты из интервью Сарика Андреасяна:

«Я в принципе не понимаю людей, которые отказываются от работы. Если мне завтра позвонят и попросят отрекламировать йогурт, я буду это делать с большим удовольствием. Мне пофиг, что об этом люди подумают. Работа порождает работу. У меня есть определенная философия: если вы отказываетесь от работы, вы убиваете потенциал, свой же на будущее, а когда вы соглашаетесь на работу, даже если она где-то вас не устраивает, вас начинают окружать люди, которые могут вам дать работу».

«Я вообще без денег чувствую себя некомфортно. Ну то есть я не могу наслаждаться тем, как барсуки прыгают по деревьям, как бабочки летают, как трава зеленеет, то есть я не отношусь к этой категории людей. Я не верю людям, которые говорят, что они не хотят быть богатыми. Мне кажется, что так говорят люди, которые либо уже богаты, либо как бы смирились, что это очень далеко от них».

«Может быть, я где-то в глубине души понимаю, что я не могу разбогатеть так же, как ребята, которые качают нефть, либо занимаются строительством, но у меня нет преград, то есть я понимаю, а почему я не могу быть там так же богат, как, Кристофер Нолан».

«Мой первый фильм стоил 26 миллионов рублей, даже тогда это были очень маленькие деньги для кино. И заработал в прокате 130 или 140 миллионов, и, понятное дело, что слушок пошел, что есть парень, который делает коммерческое кино. Тогда в принципе таких парней почти не было, и мне уже тогда позвонили из компании «Леополис» Георгий Малков и Сергей Ливнев и пригласили к себе на работу. Там я снял «Служебный роман», который стоил полтора миллиона и заработал 15 млн долларов. И в принципе за мной закрепилось, что я могу делать фильмы, которые зарабатывают деньги».

«Есть такое понятие, как высокая концепция в кино, оно называется high concept, то есть это то, ради чего люди придут в кино. Условно, когда вы видите беременного Дюжева — это high concept».

«То же самое «Служебный роман» — это большой бренд и если вы подсаживайтесь на этот бренд, то, понятное дело, что люди на него тоже придут. Это делается во всем мире, то есть люди снимают по сто раз суперменов, потому что это большие бренды. И каждый раз на это подсаживаются».

«Самая большая проблема (фильма Никиты Михалкова «Великий фильм о великой войне»), как мне кажется, было в маркетинге. Я помню хорошо, на афише было написано: «Великий фильм о великой войне». Есть один нюанс: зритель еще фильм не видел и зритель понимает, что его создатели заранее решили, что фильм великий. У зрители это вызывает отторжение, зритель думает: «Ничего себе, у вас какое самомнение, сейчас-то мы вам расскажем, что он не великий, сейчас я тебе как напишу критики».

«В России очень сильно смешивают личность, политические взгляды и творчество».

«Фильм с бюджетом в 30 миллионов долларов не может окупиться в России априори, это невозможно, что бы ни случилось, даже если бы это был бы лучший фильм за всю историю России. Он не может окупиться. В России всего лишь 10-12 миллионов человек вообще интересуются кино, то есть из 140 миллионов населения. Я всегда привожу в пример самый кассовый фильм в истории — это «Аватар», на него продано 13 миллионов билетов, то есть 13 миллионов россиян были в кино. Больше россиян, которые смотрят кино, нет. В Америке, к примеру, на 360 миллионов населения, половина ходит в кино».

«В России кино с бюджетом в два, в три миллиарда рублей, это 30-40 миллионов долларов. Вы априори банкрот».

«Чикатило» — я его оцениваю как сверхудачный проект как с точки зрения художественного, так и с точки зрения вообще в принципе резонанса и того количества просмотров и рекордов, которые произошли на онлайн-платформе, потому что на данный момент это самый просматриваемый сериал вообще за всю историю существования онлайн-платформ».

Сколько вы заработали на этом проекте? «Это 10-15 процентов от бюджета, я думаю, что это, наверное триста-четыреста тысяч долларов».

«Свой первый миллион долларов, я отчётливо помню его, мы заработали его в 2011 году. Это уже у нас была своя собственная кинокомпания, мы сняли фильм за миллион двести долларов и перепродали его за два миллиона долларов».

Фонд кино. Деньги там распределяются несправедливо. «Вы сначала должны пройти сценарный отбор, а потом вы должны пройти типа попечительский, что ли, совет, или как он там называется, типа самый главный. Но к совету попадают уже те проекты, которые одобрил сценарный комитет. В сценарном комитете сидят сценаристы проектов, которые проходят отбор. Условно Жора Крыжовников сидит в сценарном комитете, читает свой же сценарий, говорит: «Невероятно», — и отправляет наверх».

«Последние несколько лет я сам туда (в Фонд кино) не хожу и не прошу, потом в какой-то момент я даже подумал, что эти деньги просто прокляты, потому что, как только я брал деньги у государства, фильмы проваливались».

«Самый лучший российский режиссер — я бы назвал Валерия Тодоровского. «Стиляги», «Оттепель» — это все мне очень симпатично. Я считаю, что он очень талантлив».

«Плохих российских режиссеров много. Если мы прям совсем хотим говорить — я не знаю, кто снимает такие сериалы, как «Знахарка» и прочие на ТВЦ. Я даже понятия не имею, кто эти люди, но я знаю точно, что это очень плохо. Как можно не уважать людей, чтобы так снимать или это показывать. И в принципе даже если была бы смертная казнь, наверное, это было бы уместно».

Голливуд вообще победил весь мир? «Потому что они делают понятный развлекательный контент, который понятен любому человеку в мире».

«Я не понимаю фильмы, где только отчаяние. Искусство – оно про надежду. Все может быть плохо, но оно должно оставлять в душе опечаток, что завтра будет хорошо».

«Когда я смотрю Сигарева либо Звягенцева, я понимаю, что ничего не будет хорошо. После их фильмов в принципе можно выключить свет в стране».

«В своем кино я никогда не буду издеваться над религией, я не буду смеяться над инвалидом. Есть вещи, которые я себе никогда не позволю. Какими бы деньгами там не пахло».

«Миллион на миллионе» — новый проект на YouTube-канале миллиардера Игоря Рыбакова. Формат построен на монологе гостя, в котором он, сидя на троне из миллиона долларов (объект современного искусства), рассказывает о своем пути к первому миллиону. В проекте герои не стесняются говорить, как заработали первые большие деньги и сколько им приходится работать. Делятся со зрителями своими бизнес-ценностями, раскрывают финансовые показатели, стоимость одежды. Как деньги меняют людей и зачем они вообще нужны в таком количестве? Это проект, где личность гостя раскрывается через разговор о деньгах.