Сумароков – за 6 000 000 рублей и Пушкин – за 4 500 000 рублей – в обзоре торгов «Литфонда», которые пройдут до конца года

Во второй половине месяца, 21 и 23 декабря, Аукционный дом «Литфонд» приготовил четыре сессии торгов, на которых будут представлены чрезвычайно редкие произведения из наследия русских писателей, художников и мастеров декоративно-прикладного искусства дореволюционного, советского и современного периодов.
В топе лотов можно назвать заявленные в первой сессии аукциона, который пройдет 21 декабря, редкое издание Павла Сумарокова, признанное одним из красивейших иллюстрированных изданий конца XVIII – начала XIX вв. и выставленное на торги за 6 000 000 рублей, а также единственный исторический труд Александра Пушкина, изданный при его жизни – «Историю пугачевского бунта», оцененную в 4 500 000 рублей.

Наследие Сумарокова

Культурная редкость — заявленный в первой сессии 21 декабря на торги полный комплект редчайшего издания Павла Сумарокова «Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду» в 2-х частях (Санкт-Петербург, Имп. типография, 1803 г.). Комплектный экземпляр этой книги по праву считается одним из красивейших иллюминированных изданий конца XVIII — начала XIX века.
Редкое издание русского чиновника и литератора Павла Ивановича Сумарокова (1767-1846 гг.), который приходился племянником крупнейшему поэту и писателю XVIII века Александру Сумарокову, было написано во время путешествия автора по Тавриде в 1799 году. Павел Сумароков вел творческий дневник, записки которого и стали его первым опубликованным произведением. Вскоре после той поездки Сумароков был назначен в Министерство юстиции России. И, будучи уже чиновников, вновь посетил Крым в 1802 году. Тогда же, благодаря более глубокому знакомству с полуостровом, он подготовил другую книгу.
Повествование в произведении ведется от первого лица, охватывает широкий список тем: от описания проезжих городов и выращивания чернослива — до монастырского воспитания и обрядов татарской свадьбы. Причем, излагается материал довольно живым ироничным языком: «Перестань, говорил мне опять мой разсудок, кому весело слушать твою чепуху, сегодня суббота, поведи меня лучше на базар. Как отказать в том? Как не потешить его после сухих умствований? — я не противоречил». На предстоящем аукционе комплект из двух томов выставлен по стартовой ставке 6 000 000 рублей.

Прижизненное издание «пугачевского бунта» Пушкина

Продолжает тему наследия русских писателей уникальный экземпляр, тоже в 2-х частях, в издательских обложках – единственная работа Пушкина-историка, изданная при его жизни «История пугачевского бунта» (Санкт-Петербург, Типография II Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1834 г.).
Экземпляр происходит из собрания известного петербургского библиофила и коллекционера, потомственного амурского казака, атамана «Платовской станицы» — Александра Леонтьева. На задней части обложки первой части издания имеется ярлык антикварной книжной торговли Василия Клочкова, внучатого племянника знаменитого русского книгоиздателя Александра Смирдина.
Известно, что Пушкин приступил к работе над произведением про Пугачева в конце 1831-го года, когда получил доступ в государственные архивы для написания истории Петра. Уже через два года, в декабре 1833-го, Пушкин представил готовую работу о пугачевском бунте Николаю I, чтобы получить разрешение к печати. Исторический труд успешно прошел царскую цензуру, и в декабре 1834 года вышел из печати. Издание, по всей видимости, успеха у читателей не имело, поскольку после смерти поэта на его квартире было найдено 1750 непроданных экземпляров. Таким образом, большинство из существующих экземпляров можно назвать мемориальными — есть все основания считать, что Пушкин лично держал их в руках. Стартовая цена за раритет объявлена 4 500 000 рублей.

Музейная редкость – утраченная рукопись Каржавина

В этой же сессии обращает на себя внимание известная, но когда-то пропавшая авторская рукопись русского просветителя и ученого Федора Каржавина «Жизнь славнаго французскаго разбойника Картуша» (Санкт-Петербург, 1766 г.).
В многочисленной литературе о творчестве русского ученого, путешественника и литератора Каржавина «История о Картуше» упоминалась. Однако перевод и авторская рукопись более чем на столетие пропали из поля зрения историков литературы и науки, считаясь утерянными. Но все это время находясь в чьей-то частной коллекции.
К рукописной книге прилагается экспертное заключение с печатью Российской Академии Художеств, которая подтверждает: «Представленная для экспертного заключения рукопись написана рукой Ф.В. Каржавина, относится к утраченным и вновь открытым произведениям русского ученого, мыслителя и литератора Ф.В. Каржавина, обладает высокой историко-культурной ценностью, представляет значительный интерес для музеев и специализированных отделов библиотек». Редкость музейного уровня заявлена на торги по стартовой ставке 2 500 000 рублей.

Неопубликованный Бальмонт

Литературоведческую ценность представляет рукопись Константина Бальмонта «Из французских народных песен. Песня пахаря» (Франция, 24 июля 1936 г.). Это рукописный перевод стихотворения французского политика, литературного критика, журналиста, поэта и шансонье Шарля Мориса Куиба (1866-1931 гг.). Свои стихи Куиба писал под псевдонимом Морис Буке, многие из них были положены на музыку Полем Дельме. За рукопись музейного уровня определена стартовая цена 250 000 рублей.

«Снежная королева» цесаревича Алексея

Уникален также и экземпляр сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена из библиотеки цесаревича Алексея (Москва, Поставщик Двора Его Величества Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1904 г.). С оборотной стороны титульного листа напечатано: «Отпечатано не для продажи в количестве 10 экземпляров». Раритетное издание, выпущенное по заказу Императорской семьи, выставлено по лидирующей ставке 120 000 рублей. 

Плакатное ретро-искусство

Вторая сессия аукциона 21 декабря в «Литфонде» полностью посвящена редким советским плакатам. Ярким образцом агитационного направления в плакатном искусстве можно назвать произведение «За нашу Великую Родину!» художницы-плакатистки Нины Ватолиной (Москва, Ленинград, Государственное издательство «Искусство», Типография «Красный пролетарий», 1944 г.) по стартовой ставке 30 000 рублей.
Примером праздничного плаката служит работа советского графика и одного из главных плакатистов эпохи Алексея Кокорекина «С Новым годом, ребята!» (Москва, Ленинград, Государственное издательство «Искусство», Хромо-литография издательства «Искусство», 1944 г.). Этот новогодний плакат был выпущен тиражом всего 1000 экземпляров. На одном из прошлых аукционов в «Литфонде» был продан за 90 000 рублей. Лидирующая ставка на предстоящем заявлена 25 000 рублей. 
Примечательны также работы советского художника-плакатиста Виктора Корецкого, чей творческий метод сочетает натурные фотографии с рисунком карандашом и гуашью. В частности, его плакат «Женщина в СССР имеет равные права с мужчиной!» (Москва, Ленинград, Государственное издательство «Искусство», Типография «Гудок», 1945 г.) по стартовой ставке 15 000 рублей.

Культовые авторы и чудом сохранившиеся издания

23 декабря в Санкт-Петербургском филиале «Литфонда» пройдут две сессии торгов, на которых будут представлены редкие книги, живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. В частности, заявлено последнее прижизненное издание «Басни И.А. Крылова. В девяти книгах» (Санкт-Петербург, В Тип. Военно-учебных заведений, 1843 г.). Известно, что Иван Крылов успел подготовить книгу к печати и даже получить сигнальные экземпляры, но не дождался выхода основного тиража книги. Его душеприказчик, уже после смерти баснописца, во исполнение воли автора, разослал издание лицам, участвовавшим в 1838 году в юбилейном торжестве. Представленный экземпляр считается редкостью и на одном из прошлых аукционов в «Литфонде» был продан за 550 000 рублей. Стартовая ставка на декабрьских торгах указана 200 000 рублей.
Также 23 декабря выставлен на торги один из десяти спасенных от уничтожения экземпляров поэта и очеркиста Павла Жадовского «Житейские сцены» (Москва, Тип. С. Селивановского, 1859 г.). Судьбу произведения предопределила история с подлогом подписи цензора, из-за чего более тысячи экземпляров отпечатанного первого тиража были задержаны. Дело о подлоге было передано в Уголовную палату, которая вынесла вердикт: «Жадовского в допущении заведомой подделки скрепы цензора в своем рукописном сочинении оставить в подозрении».
«Житейские сцены» — характерный памятник обличительной литературы конца 1850-х годов, в котором изображен уездный город «Беристоль», полный пороков (самодурство чиновников, злоупотребления, взяточничество и проч.). Книга изобилует лучшими сюжетами в стиле Гоголя и Салтыкова-Щедрина: «Придет бывало частный пристав, угостишь его чайком с ромом, да эдак тихонько в руку и сунешь рубликов десять, он и не подумает спросить о чем-нибудь таком, что эдак за душу хватает…».
На одном из прошлых аукционов в «Литфонде» раритет ушел с молотка за 3 000 000 рублей. Стартовая ставка на предстоящих в Санкт-Петербурге – 1 000 000 рублей. 

Это был не Малевич, это было олицетворение Христа

Заявлены на аукцион 23 декабря и предметы изобразительного искусства. Среди выдающихся художественных работ выделяется редчайшая литография «Умирающий Казимир Малевич» (1935 г.) Ивана Клюна.
Казимир Северинович Малевич скончался 15 мая 1935 года. Из сохранившихся воспоминаний его близкого окружения, накануне, 13 мая, у постели художника появляется Клюн, и Казимир хоть и не сразу, но узнал друга, по одним свидетельствам — заплакал, по другим — улыбнулся глазами, встретил его «с почти радостным бесстрашием». Его фотографируют, Клюн делает рисунки. В облике умирающего уже ничего общего с прежним, когда-то бывшим Казимиром: чёрные волосы отросли до плеч, лицо страшно исхудало и обросло бородой, лицо и руки голубоватые, глаза полузакрыты, почти не слышно дыхания. «Нет, это был не Малевич, мой старый друг, — напишет позже Клюн, — это был кто-то другой, это было олицетворение Христа, снятого с креста и измученного страданием, как его изображали художники раннего средневековья, итальянские и византийские».
Русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века Иван Васильевич Клюн (наст. фам. Клюнков; 1873–1943 гг.) входил в основанную Малевичем группу художников-авангардистов «Супремус». Произведения Клюна рассеяны по многим собраниям России, Европы и Америки, сохранилось их немного. Выставленная работа – чрезвычайная редкость музейного уровня, которая на российских аукционах представляется впервые. В «Литфонде» лидирующая ставка за нее составляет 150 000 рублей.

Фотографии с культовыми личностями

В ходе торгов 21 и 23 декабря «Литфонд» выставит интересные и редкие фотографии знаковых личностей. Например, 21 декабря целый ряд фото-лотов посвящен эпатажному поэту, писателю и политику Эдуарду Лимонову.
Так, за 18 000 рублей выставлен снимок «Эдуард Лимонов в армейской шинели. И только в ней» (Париж, вторая половина 1980-х гг.). По ставке 15 000 рублей заявлена фотография «Э. Лимонов и Н. Медведева в их последней парижской квартире» (Париж, 1987 .). На оборот напечатан машинописный текст на французском языке, запись в переводе: «Sipa Press. Париж. 8 января 1987 года. Эдуард Лимонов, самый оригинальный писатель, проживающий в Париже, собирается выпустить в „Ramsay“ свой шестой роман „Оскар и женщины“ [В оригинале „Палач“ — прим.]».
Обращают внимание на себя фотоснимки, выставленные на торги 23 декабря: черно-белый снимок Максима Горького в ходе его выступления на I Всесоюзном съезде писателей (Москва, 1934 г.) – по ставке 7 000 рублей, исторический фотокадр «Лазарь Каганович, Вячеслав Молотов и Иосиф Сталин во время прогулки по Москве» (1934 г.) – по ставке 12 000 рублей.

Более подробно обо всех аукционах можно узнать на сайте «Литфонда».