Тело, возраст, будущее — В Центре Вознесенского открывается выставка поэтов и художников поколения Z

11 июня в 18:00 в Центре Вознесенского открывается выставка «Вовремя быть» участников школы «Каскад. Проект как метод» — независимого проекта для подростков, где они обучаются современному искусству под руководством кураторов, художников и поэтов. На двух этажах Центра будут представлены инсталляции, арт-объекты, скульптуры, перформансы и видео. Каждая работа — это честное и бескомпромиссное высказывание о чувственности, идентичности, поиске, страхе, взрослении и ответственности. Также к выставке приурочена параллельная программа.

Что такое «Каскад. Проект как метод»?

«Каскад. Проект как метод» — независимый образовательный проект. С октября по май кураторы и тьюторы ведут курсы для подростков из Москвы и регионов по перформансу, саунд-арту, инсталляциям, медиажурналистике, кураторству, скульптуре и другим видам и практикам современного искусства. «Каскад» вошел в шорт-лист премии Moscow Urban Forum community awards 2019, стал лауреатом премии «Инновация 2020» и победителем премии «‎Сноб. Сделано в России — 2020» в номинации «‎Z» за организацию выставки для художников поколения Z в Музее Москвы.‎
Ежегодным итогом проекта становится масштабная выставка-фестиваль. Экспозиция этого года объединит две культурные площадки: Центр Вознесенского на Большой Ордынке и Музей Москвы на Зубовском бульваре. Проект в Центре Вознесенского носит название «Вовремя быть».
В «Каскаде» сезона 2020-2021 обучились около 250 молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет. С октября по май они работали над созданием собственных проектов вместе с Ириной Петраковой, Катей Муромцевой, Дмитрием Хворостовым, Ольгой Широкоступ, Катей Порутчик, Ганной Зубковой и другими художниками и кураторами.

Что будет на выставке «Вовремя быть» в Центре Вознесенского?

Выставка «Вовремя быть» в Центре Вознесенского — это результат двух творческих лабораторий: курса «Поэзия? Круто!» (кураторы — Дмитрий Герчиков, Лидия Гуменюк) и резиденции в Музее Москвы (куратор — Катя Муромцева), на которой работали выпускники двух предыдущих лет.
Выставка «Вовремя быть» — это критический анализ общества и самих себя, исследование слова и действия, тела и сознания, эмоций и аффектов через актуальные художественные средства и медиумы. Выставка захватит два этажа Центра Вознесенского. Зал на первом этаже, лестничный пролет и весь второй этаж станут пространством для перформансов, инсталляций, арт-объектов, видео-арта и современной поэзии.
«Мы рады открыть двери Центра Вознесенского для “Каскада”. Особенно радостно, что “Кабинет” Андрея Андреевича, где находится постоянная экспозиция, наполнится поэтическими работами молодых художников. Этот жест близок творческим установкам Вознесенского, который до конца жизни пытался сохранить по-юношески чистый и открытый взгляд на мир. Надеемся, что выставка станет первым этапом нашей дружбы с “Каскадом”», — говорит Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского.

Какие работы с резиденции «Каскада» будут на выставке?

Этой весной выпускники «Каскада» работали в творческой резиденции в Музее Москвы. По ее итогам состоялась однодневная выставка-событие. Выставка в Центре Вознесенского — это переосмысление не только опыта резиденции, но и опыта показа работ — от стихийного мероприятия к продуманной длительной экспозиции.
Сабина Байсарова в своем перформансе «Прекрати» раскроет проблемы национальной идентичности: художница воспроизведет элементы кавказского ритуала. Он использовался для того, чтобы в семье перестали рождаться девочки. Через перформанс с водой и ванной Полина Хапаева погрузит зрителя в ощущение единения с природой и внешним миром.
Бобков Максим представит концептуалистское послание — зашифрованную фразу, буквы которой состоят из алюминиевых ложек, вилок и ножей. Инсталляция Лизы Черняевой «Дженга» повторят принцип одноименной настольной игры, но прямоугольные блоки в ней изображают балконы и окна панельных многоэтажек.
«Навигационной разметкой на нашей выставке станет красный скотч. Он объединит работы и укажет траекторию, по которой будут двигаться зрители. Мы выбрали образ красной линии из-за восточного поверья о красной нити судьбы. Согласно ему, все близкие люди связаны между собой алой нитью, которая может бесконечно растягиваться, но никогда не разорвется», — говорит Катя Муромцева, куратор резиденции и со-куратор выставки «Вовремя быть».

Какие работы с курса «Поэзия? Круто!» будут на выставке?

Работы курса «Поэзия? Круто!» займут пространство, посвященное Андрею Вознесенскому — «Кабинет» на втором этаже Центра.
София Шишканова представит компиляцию из разных фрагментов Гражданского кодекса. Работа Сони — это текстовый коллаж: поэтесса монтирует отрывки текста и повторяет одни и те же фразы. Таким образом, язык закона превращается в заклинание и сновидческую песню. Проект Сони можно будет увидеть сразу в трех медиумах — аудио, видео и в качестве печатного зина.
Себастьяна Нет представит две работы. Первая выполнена в технике black out. Себастьян видоизменяет случайно найденную им поэтическую книгу соцреалистического жанра — поэт убирает часть изначального текста с помощью подручных графических средств: маркеров, карандашей и гелевых ручек. Из оставшихся слов получается новый текст — ироничный и странный. Вторая работа Себастьяна — инсталляция «Права и свободы» со стихотворением, мультипликацией и психоделической музыкой.
Арт-объект Марии Котляр — посвящение погибшей собаке, близкому другу Марии. Работа состоит из рентгена пса и стихотворения, обращенного к умершему животному.
«Есть мнение, что в диалоге с подростками необходимо упрощать сложный материал. Но нам показалось, что с ними можно и нужно говорить о литературе, которую многие сочтут бессмысленной и непонятной. Оказалось, что подростки чутки к поэтическому языку, открыты к новым знаниям и готовы сопереживать чужому опыту, а не обесценивать его, как это часто происходит во взрослом мире», — говорят поэт Дмитрий Герчиков и куратор Лидия Гуменюк, преподаватели курса «Поэзия? Круто!».

Участники выставки:

Художники — Сабина Байсарова, Полина Хапаева, Анастасия Перьева, Максим Бобков, Серёжа Щепилов, Лиза Черняева, Анфиса, Тимофей Майко, Вера Варади, София Шишканова, Мария Котляр, Себастьян Нет.

Кураторы групп — Катя Муромцева, Дмитрий Герчиков, Лидия Гуменюк.

Кураторы выставки — Катя Муромцева, Ульяна Артамошина, Полина Хапаева, Сабина Байсарова.

Выставочный куратор Центра Вознесенского — Дмитрий Хворостов.

Руководители школы «Каскад. Проект как метод» — Лидия Лобанова, Александра Хейфец.

К выставке приурочена серия перформансов от участников «Каскада». Первые из них состоятся уже на открытии выставки.

Параллельная программа перформансов

К выставке приурочена серия перформансов от участников «Каскада». Они состоятся на открытии выставки, 11 июня.

11 июня

18:20 — «Агентство по проектированию индивидуальных экспириенсов
и коммуникаций», перформанс Веры Варади
В перформансе участвуют посетители выставки. Они рассаживаются напротив друг друга, а после каждый участник проходит письменный опрос. Вопросы касаются отношения человека к самому себе и обществу, внутренних проблемах, политики и культуры. Закончив, участники обмениваются ответами и сравнивают результаты. Перформанс исследует нашу способность принимать и понимать другого человека.

19:10 — Eternal dying, перформанс Анфисы Троянской
Художница делает оммаж ритуалу Сокусимбуцу — практике добровольной самомумификации буддистких монахов японской школы Сингон.

19:40 — «Соединение. Сердцебиение», перформанс Полины Хапаевой
Через перформанс с водой и ванной Полина Хапаева погрузит зрителя в ощущение единения с природой и внешним миром.

20:00 — «Сацита», перформанс Сабина Байсарова
Сабина Байсарова раскроет проблемы национальной идентичности: художница воспроизведет элементы кавказского ритуала. Он использовался для того, чтобы в семье перестали рождаться девочки.

Выставка открыта до 11 июля.