Уральская индустриальная биеннале

14 сентября открывается для публики Уральская индустриальная биеннале — один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе «РОСИЗО» в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. Биеннале предлагает новый вектор развития территории, использует искусство как актуальный ресурс и делает индустри-альную специфику Урала постоянной темой этого культурного проекта, что позволило ему занять уникальное место в международном биеннальном движении. Экспозиция основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале будет представлена на площади более 6 500 квадратных метров в бывшем здании Уральского приборострои-тельного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составит 19 000 километров. Запланировано более 100 часов образовательной и интеллектуальной программы. Тема этого года — «Новая грамотность» — посвящена труду и досугу недалекого будущего и предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, эко-номической и культурной сферах. В основном проекте представлены работы авторов разных поколений и направлений, от ранних киноэкспериментаторов до актуальных медиа-арт художников. Так, Баби Бадалов представит свою работу RainCarNation. Уго Канойлас в своей монументальной росписи “Кошка играет с серпом” предложит считать время идущим от будущего к прошлому. Саша Паперно выступит в необычной для себя роли автора большого site-specific проекта. Инсталляция Па-перно представит пространства и образы, связанные с телесной, идеологической, эстетиче-ской и архитектурной историей – она построит лирическую инсталляцию трехкомнатной хру-щевской квартиры. Среди художников основного проекта: арт-группа ЖКП (Россия), Кристина Кубиш (Германия), Роберт Моррис (США), Мелвин Моти (Нидерланды), Петра Кортрайт (США), Кирилл Преображенский (Россия), и другие художники из России, Португалии, Анголы, Кипра, Германии, Франции, Великобритании и Аргентины. В программе арт-резиденций примут участие художники из Финляндии, Мексики, Швейцарии и России. Их работы можно будет увидеть на Сысертском фарфоровом заводе, Белоярской атом-ной станции и других индустриальных центрах, многие из которых впервые открывают двери для посетителей. Швейцарский художник Руди Дессельер уже 15 лет исследует металл как источник звука. Специально для биеннале он создаст пространственную инсталляцию совместно с Кы-штымским медеэлектролитным заводом в усадьбе Демидовых. Знаменитый мексиканец Гектор Са-мора совместно со Свердловской железной дорогой и заводом «Уральские локомотивы» пред-ставит саунд-перформанс с участием работников РЖД. Ханналеена Хейска из Финляндии покажет объектно-графическую инсталляцию с использованием древесного угля и предметов, найденных в помещениях Приборостроительного и Сысертского заводов. Нина Бисярина построит тотальную инсталляцию с плавающими островами, основанную на её детских воспоминаниях, дополненную анимационным фильмом. Художница Женя Мачнева с помощью техники шпалерного ткачества, создаст текстильную копию Каслинского павильона – единственного в мире архитектурного со-оружения из чугуна. На сцене Центра культуры и искусства «Верх-Исетский» состоится один самых ярких проектов перформанс-платформы биеннале – оратория «Огни Урала». В основе произведения лежит либретто писателя Николая Харитонова, созданное в 1932 году к годовщине Октябрьской ре-волюции. Либретто рассказывает историю становления заводов уральского региона. Ориги-нальный текст был переработан драматургом Ириной Васьковской, музыка написана компози-торами Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрием Ремезовым (Россия). В site-specific проекте участвуют танцовщики театра «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой, режиссер Андрей Смирнов (Москва, Liquid Theatre), художница Елизавета Дзуцева (Москва, Liquid Theatre, мастерская Дмитрия Крымова), хор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, ансамбль современной академической музыки InterText. Программа специальных проектов, связанная с индустриальной тематикой, позволит рас-крыть смысловые доминанты биеннале. Так, например, проект Кати Сиверс и арт-центра GRAD — ShadowMemory app — представляет собой мультидисциплинарную платформу для ху-дожественных высказываний в контексте городской среды. Авторизовавшись через это при-ложение, выбрав город и сценарий, пользователь узнает начальную и конечную локации, дли-тельность и общие границы маршрута. Следующие точки открываются по ходу движения, от-слеживаемого через геолокацию. 12 сентября состоится презентация новой масштабной работы Тимофея Ради на крыше При-боростроительного завода. Параллельная программа объединяет культурные институции Екатеринбурга и Уральского региона. 23 независимых проекта развивают тему «Новая Грамотность» и разрабатывают проблематику развития городской среды в индустриальный и постиндустриальный периоды, ее преломления в художественных практиках и судьбах как местных, так и зарубежных авто-ров. Одна из самых заметных экспозиций “Приручая пустоту. Современное искусство Урала” после Индустриальной биеннале будет представлена в ГЦСИ в Москве. В этом году важной частью проекта станет Университет Биеннале. Университет начинает работу с Симпозиума, проходящего в лекционном зале Приборостроительного завода в дни открытия, 13-16 сентября. Цель – познакомить аудиторию с новинками технологического мира и тем, как они трансформируют повседневность; в фокусе будут новые технологии, промышленный дизайн, цифровое гуманитарное знание, спекулятивная архитектура и философия техники. Среди спике-ров: Герт Ловинк (Амстердам) – профессор медиа-теории Европейской высшей школы, создатель концепции «тактических медиа», Ирина Аристархова (Мичиган) – старший преподаватель школы Искусства и Дизайна STAMPS, специалист по гендерным исследованиям, Лев Манович (Нью-Йорк) – профессор Городского университета Нью-Йорка, директор Cultural Analytics Lab, один из веду-щих мировых теоретиков цифровой культуры, включенный в список «50 людей, создающих буду-щее» по версии журнала The Verge. Записи лекций и архивы с презентациями участников будут доступны для широкой публики — на сайте Симпозиума: http://symposium.uralbiennale.ru/ Акцент мероприятий образовательной программы принципиально сделан на практике со-участия — зритель из пассивно воспринимающего информацию слушателя превращается в создателя но-вых смыслов и интерпретаций. 23-24 октября состоится международный форум «Культура как предприятие» при поддержке Бла-готворительного фонда В. Потанина. Форум соберет вместе кураторов, создателей культурных центров, топ-менеджеров сферы культуры и учёных, занимающихся полевыми исследованиями в области культурной экономики. Зарубежные и российские спикеры, от архитекторов до экономи-стов, поделятся полезными кейсами и методами, удобными для использования в региональном культурном управлении. Выступит Николя Буррио, легендарный французский куратор, создатель «эстетики взаимодействия» и со-основатель Palais de Tokyo, сейчас занимающийся созданием Центра современного искусства в городе Монпелье. С Keynote-докладом выступит Энди Прэтт, со-автор первого аудита культурных инициатив Лондона, создавший методологию оценки «куль-турной экономики», которой пользуется Комиссия ООН по торговле и развитию. Опытом создания музея поделится Ксавье Декто, хранитель Искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии, запускавший филиал Лувра в городе Ланс и руководивший им в течение 5 лет. О неформальных культурных экономиках российских регионов расскажет Виталий Куренной, основатель и руково-дитель Школы культурологии НИУ ВШЭ, Москва. Цель каждого доклада — представить методы и кейсы, применимые в локальном контексте; цель форума — обсудить режимы взаимодействия бизнесов с формальными и неформальными культурными агентами. За семь лет работы Индустриальной биеннале выросла сильная творческая команда молодых профессионалов – сотрудников Уральского филиала Государственного центра современного ис-кусства в составе «РОСИЗО». В 2017-м году они создали масштабные проекты, которые стали важными составляющими программы биеннале, помогающими наиболее полно и разнообразно раскрыть тему «Новая грамотность». Владимир Селезнёв. Специальный проект биеннале в Нижнем Тагиле – «МИРОСТРОЕНИЕ». Светлана Усольцева. Специальный проект в Тюмени – «Работа никогда не завершается». Дмитрий Москвин. Специальный исследовательский проект – «ТАБУ. Территория авангарда Большого Урала». Анна Литовских. Художественное исследование Приборостроительного завода. Женя Чайка. Программа Арт-резиденций. Ольга Комлева. Оратория «Огни Урала». 4-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства продлится до 12 ноября 2017 года.

Рубрика: Шоу-бизнес и кино