В Музее П.И. Чайковского в Москве открылась выставка «Борис Годунов». История, герои, версии»

5 марта 2024 года в Музее П.И. Чайковского в Москве состоялось открытие выставки, приуроченной к 185-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского и посвящённая историческому пути оперы «Борис Годунов».
Пройдя трудный путь неприятия и непонимания современниками, многочисленных адаптаций к музыкально-театральной практике и традиции второй половины XIX века, а затем и творческого вмешательства других музыкантов, в XX веке это сочинение прочно вошло в репертуар оперных театров России и всего мира. Вплоть до наших дней не иссякает поток всё новых музыкально-театральных интерпретаций оперы Мусоргского, всякий раз вызывающих пристальное внимание театралов, меломанов и профессионального сообщества.
«Выставка Музея музыки приурочена к 185-летию со дня рождения выдающегося композитора Модеста Мусоргского и к 150-летию со дня первого исполнения единственной законченной оперы композитора «Борис Годунов». Сочинение несколько раз претерпевало изменения, создавались и добавлялись новые сюжеты. В нашей выставке мы попробуем рассказать, в чем феномен оперы и почему по сегодняшний день интерес к ней не угасает», — отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов.
На выставке представлены работы выдающихся музыкантов, художников, режиссёров, учёных. В числе наиболее ярких экспонатов – творческие рукописи Модеста Мусоргского и его друга, соратника по кружку «Могучая кучка», создателя своей редакции «Борис Годунов» Николая Римского-Корсакова, живописные и графические эскизы Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского, Константина Коровина, старинные нотные и книжные издания, архивные документы.
Также среди экспонатов — костюмы выдающегося артиста Фёдора Шаляпина для роли Бориса Годунова, в которых он запечатлён на множестве известных фотографий. Особый интерес представляет перстень, который надевал Шаляпин, выходя на сцену в роли царя Бориса. Он был подарен Музею певцом Иваном Петровым, который также был исполнителем заглавной роли в опере Мусоргского. В свою очередь, Петров получил эту реликвию от дочери Шаляпина Марины, находясь на гастролях в Италии в 1964 году. С именем Шаляпина связана и самая большая живописная работа, представленная на выставке, — эскиз Константина Коровина «Сцена коронации» к неосуществлённому фильму «Борис Годунов» 1930-х годов, в котором предполагалось участие певца и в котором планировалось использовать музыку Мусоргского.
Важным тематическим блоком выставки стала галерея живописных эскизов одного из лучших художников-сценографов своего времени Фёдора Федоровского, оформлявшего легендарный спектакль «Борис Годунов» в Большом театре в 1948 году. Буквально до недавнего времени эту постановку можно было увидеть на главной оперной сцене нашей страны.
Выставка состоит из трех разделов: «История создания и первой постановки оперы», «Альтернативные взгляды на шедевр» и «Опера Мусоргского в сценических воплощениях в XX – XXI веках.
Художественное оформление выставки сделано в стилистике сценографии первой театральной постановки трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов», впервые сыгранной в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра в сентябре 1870 года в декорациях Матвея Шишкова. Спустя четыре года, эти же декорации были использованы на премьере одноименной оперы.
Среди гостей выставки: декан Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ Елена Халипова, директор Музея А.Н. Скрябина Александр Лазарев, директор Департамента регионального развития Русского географического общества, директор Детской школы искусств им. М.А. Балакирева Ольга Смирнова, лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского Федор Шагов, художник Сен Бейон и другие.
Выставка будет работать для посетителей до 30 июня 2024 года.