Выставка «Искусство “тихой жизни”. Натюрморт XVII–XX веков из частных собраний»

26 апреля в Тверском императорском дворце откроется выставка «Искусство “тихой жизни”. Натюрморт XVII–XX веков из частных собраний», организованная Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области в рамках программы «Большое искусство – большой России». В экспозиции будут показаны 53 экспоната живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, которые любезно предоставлены коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга. Научный консультант выставки — Людмила Маркина, доктор искусствоведения, зав. отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи, Заслуженный работник РФ.
Выставка «Искусство “тихой жизни”. Натюрморт XVII–XX веков из частных собраний» Натюрморт как жанр изобразительного искусства получил самостоятельное развитие лишь в XVII веке в Нидерландах. Мастера натюрморта виртуозно передавали материальное бытие вещей, их объем, цвет и фактуру, а также их живую связь с деятельностью человека. Зрителей буквально завораживала «мертвая натура» (ведь именно так переводится слово натюрморт с французского языка). Полотна, иллюзорно воспроизводившие неодушевленные предметы, экзотические растения, животных и птиц, постоянно украшали интерьеры роскошных дворцов аристократии и скромных жилищ бюргеров. Натюрморт сразу стал важным предметом коллекционирования и всегда высоко ценился на международном антикварном рынке.
Настоящая выставка демонстрирует натюрморт иностранных и отечественных мастеров на протяжении достаточно большого временного отрезка – 400 лет. Все живописцы, представленные в экспозиции, каждый по-своему блистательно показали «тихую жизнь» (анг. Still life) предметного мира: фарфоровых ваз и стеклянных бутылок, роскошных садовых и скромных полевых цветов, морских моллюсков и насекомых. Редкие экземпляры жанра большей частью скрыты в частных собраниях. Сделать их достоянием широкого круга зрителей – цель данного выставочного проекта.
В современном беспокойном мире мы можем найти гармонию, пожалуй, в музыке, а тихую жизнь – только в искусстве натюрморта. Вот почему эта экспозиция, приносящая успокоение и отраду душе, так актуальна и необходима сегодня всем нам.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства получил самостоятельное развитие лишь в XVII веке в Нидерландах. Мастера натюрморта виртуозно передавали материальное бытие вещей, их объем, цвет и фактуру, а также их живую связь с деятельностью человека. Зрителей буквально завораживала «мертвая натура» (ведь именно так переводится слово натюрморт с французского языка). Полотна, иллюзорно воспроизводившие неодушевленные предметы, экзотические растения, животных и птиц, постоянно украшали интерьеры роскошных дворцов аристократии и скромных жилищ бюргеров. Натюрморт сразу стал важным предметом коллекционирования и всегда высоко ценился на международном антикварном рынке.
Настоящая выставка показывает натюрморт иностранных и отечественных мастеров на протяжении достаточно большого временного отрезка – 400 лет. Все живописцы, представленные в экспозиции, каждый по-своему, блистательно показали «тихую жизнь» (анг. Still life) предметного мира: фарфоровых ваз и стеклянных бутылок, роскошных садовых и скромных полевых цветов, морских моллюсков и насекомых. Редкие экземпляры жанра большей частью скрыты в частных собраниях. Сделать их достоянием широкого круга зрителей – цель нашего выставочного проекта. На выставке демонстрируются 53 экспоната живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, которые любезно предоставлены коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга.
Открывает ретроспекцию Геррит ван Вухт, голландский художник второй половины XVII века, который прославился полотнами, носящими название «Ванитас» (лат. «vanitas»-«суета, тщеславие»). Один из них – в экспозиции. Потухшая свеча, закрытые книги, череп, пустой стакан и песочные часы напоминают зрителю о быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Поражает своим мастерством Оттмар Эллигер Старший. Его «Натюрморт с омаром, фруктами и наутилусом» привлекает тщательностью исполнения, филигранной работой с тенями и отражениями. С помощью тончайших лессировок художник передает переливчатость тканей, хрупкость или тяжесть предметов. Произведение отражает распространенную практику того времени – коллекционирование красивых и необычных растений и раковин из чужих земель. Любопытные экзоты выставлялись в специальных шкафах и часто использовались в качестве своего рода моделей для картин «тихой жизни».
Цветочные натюрморты Питера Хардиме и Франса Ксавье, работавших уже в более позднюю эпоху, тем не менее, продолжают лучшие традиций жанра «золотого века». Живописцы виртуозно объединяют несхожие элементы растений, цветущих в разное время года, в единое логичное целое.
Расцвет натюрморта в России приходится на конец XIX – начало XX столетия. В произведениях живописцев различных художественных объединений и стилистических направлений этот жанр обрел новую жизнь.
Представитель потомственного художественного клана Ю. Клевер (сын) совершенствовал мастерство в Академии изобразительных искусств в Мюнхене (1906-1908). В это время он исполнил замечательный «Натюрморт с рыбами» (1908). Перед нами – связка речных рыбешек, нанизанных на бечеву. Лаконизм исполнения и большая живописная выразительность отличают эту работу. Примером художественного эксперимента служит кубофутуристическая картина Д. Какабадзе «Натюрморт с птицей» (1920). Работа парижского периода творчества художника с геометрически выстроенной перспективой и колоритом, ярко отражает влияние кубизма.
Лучшие достижения русского натюрморта начала XX века стали важным источником художественного опыта в искусстве послереволюционного периода. В натюрмортах 1920-х – 1930-х годов отражена реальность советской жизни и весомая значимость, раскрывавшаяся в те сложные годы в простых прозаических вещах. Так, Е. Зернова, яркий представитель «Общества станковистов» (ОСТ), выполнила ряд знаковых живописных полотен, определяющих художественный стиль советской эпохи. Ее «Натюрморт с песцом» (1926) передает аромат времени через костюм и модные детали эпохи НЭПа. На выставке демонстрируется работа М. Кончаловского «Охотничий натюрморт» (1933). Вслед за отцом и другими представителями объединения «Бубновый валет» (А. Лентулов, И. Машков, А. Куприн) художник утверждает преимущество предмета и предметности в противовес пространству, что составляло их главный принцип художественной группы в искусстве натюрморта.
На выставке можно проследить эволюцию жанра и его тематическое разнообразие. Здесь доминируют многочисленные цветочные изображения, столь любимые публикой: «Букет в фарфоровой вазе» (1900-е-1910-е) С. Светославского, «Букет роз на пестрой скатерти» (конец1920-х-начало 1930-х) Р. Бирчанского, «Цветы в восточном кувшине» (1929) Н. Тырсы, «Золотые шары на красном» (1920-е-1930-е) С. Романовича, «Цветы на зеленом фоне» (1935) Т. Мавриной, «Полевые цветы» (1930-е-1940-е) Б. Иогансона, «Пионы в вазе» (1950-е) П. Кузнецова, «Летний букет» (1950-е) Е. Бебутовой, «Букет цветов» (1958) В. Попкова и другие произведения известных советских художников.
По-особому раскрывается на выставке тема «В мастерской художника». На полотне О. Браза «Натюрморт» (1920) мы видим атрибуты ремесла живописца (палитра, кисти, мастихин), которые дополнены прозаическими предметами (грязная тряпка для рук). Вместе с тем, набор других вещей (папка для рисунков, пластическая группа) становится воплощением аллегории искусств – живописи, скульптуры и графики. Союз прекрасных муз в своем ателье представил Н. Шестопалов, ученик И. Репина, входивший в объединение «Мир искусства». Наряду с посмертной маской А. С. Пушкина, «солнца русской поэзии», он изображает античную бронзовую скульптуру. Продуманна композиция, центром которой является человеческий череп – неотъемлемый атрибут бренности бытия. Он расположен на полностью закрытой книге. Художник символически подчеркивает, что «книга жизни» прочитана до конца. На полотне В. Шухаева «Принадлежность художника» конца 1950-х мы видим, как интерьер простой съемной комнаты, населенный предметами живописного ремесла, преображает ее.
В современном беспокойном мире мы можем найти гармонию, пожалуй, в музыке, а тихую жизнь – только в искусстве натюрморта. Вот почему эта экспозиция, приносящая упокоение и отраду душе, так актуальна и необходима сегодня всем нам.
Научный консультант выставки — Л. А. Маркина, доктор искусствоведения, зав. отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи, Заслуженный работник РФ.
Выставка реализована совместно с Тверской областной картинной галереей и Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области и проводится в рамках региональной выставочной программы МККААД «Большое искусство – Большой России».

Выставка открыта: 26 апреля — 23 июня 2024
Торжественное открытие выставки состоится 25 апреля в 16:00
Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43
Возрастная категория – 6+
Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец)