Хельсинки, январь 2017

Сочетание петербургской архитектуры, современного скандинавского градостроительного дизайна, тишины небольшого города и блеска европейской столицы. Хельсинки (Хельсингфорс по-шведски) строился шведами и русскими царями, а потом и финнами. Сейчас город быстро развивается: я был здесь в предпоследний раз лет 7 назад и сперва не узнал Хельсинки, приехав снова. Он превратился из городка в приличного размера столицу, при этом скандинавский минимализм и изящество зданий сохранились.

Летом Хельсинки гораздо более людный, в озерах можно купаться, а огромное количество зелени и деревьев делают его умиротворяющим местом. Жилые кварталы устроены так, что непонятно: то ли деревья здесь посадили, то ли и не вырубали (скорее второе). Ты выходишь из многоквартирного дома и по тропинке через лес (обычно как-нибудь наискосок, кратчайшим путем, а не под прямыми углами по ГОСТу) топаешь в супермаркет или на остановку автобуса. До центра очень близко почти отовсюду в пределах городской черты.

Лебеди в парковом пруду чувствуют себя отлично зимой и украшают собой перспективу. Жаль, что их убирают из озера в Летнем саду на зимний период.

В основном город малоэтажный. Центр низкий по определению, а жилые районы по окраинам тоже строятся небольшими: 3-4 этажные дома с прозрачными дверями в подъезды, большими окнами и дворами, засаженными соснами.
В одном из таких мы снимали квартиру – крохотную комнатушку с ванной, в которую не смог бы пролезть человек комплекции шире среднего после плотного обеда. На фотографиях она выглядела больше, но в реальности оказалась как аккуратный миниатюрный гостиничный номер. Повезло, что в ней нам предстояло только спать.
Правда, на свою беду мы решили поджарить тосты и не учли, что над плитой висел датчик дыма. Стоило легкому дымку достичь этого датчика, как он заорал с неожиданной для такого скромного размера громкостью. Предвкушая, как сейчас приедет наряд финских пожарных тушить несуществующий пожар, мы попытались отключить детектор, но не тут-то было. Чтобы заставить его замолчать, пришлось выдирать батарейку! Только потом мы облегченно вздохнули. Кажется, с пожарными пронесло.

На мой взгляд, трамвай – самый романтичный вид транспорта. Он придает городам какой-то неповторимый шарм, уютность, особенно зимой. Судя по тому, что и Сан-Франциско, и швейцарцы используют (и даже закупают) старые антикварные трамваи, чтобы те ходили по улицам их городов, не я один так думаю.

Вид со ступеней Успенского собора, самого большого в Хельсинки. Собор выглядит крайне по-питерски. Он красивый, но несколько контрастирует с окружающим городом. Над входом, кстати, вырезанная в камне надпись на иврите, только я не успел прочитать.

Желто-белые здания, очень знакомые всем, кто был в Петербурге. Как будто взяли кусок Питера, отмыли и отремонтировали.

Финны – довольно красивая нация. Некоторые выглядят как типичные светлые и высокие скандинавы, некоторые – рыжеволосые и конопатые здоровенные финики из российской кинопопсы. В целом, эта почти полностью моноэтничная страна, поэтому можно вдоволь насмотреться на типичных представителей тысячи озер.

Это первые дни января, рождественские украшения еще везде висят. Причем елки украшают только лампочками, без дополнительных гирлянд, игрушек и т.д. Хельсинки очень чистый город. Жилые дома стоят в окружении сосен и далеко друг от друга, повсюду пролески. В центре город сверкающий огнями, похож на большой европейский мегаполис, хотя на самом деле достаточно провинциальный по сравнению со столицами бывших империй. Это делает его тихим, несколько камерным. В исторической части много магазинов с дизайнерской одеждой, в том числе авторской. Естественно, много мест с сувенирами, Муми-троллями и другими мечтами туриста.

Для туристов, конечно, многое сделано. В порту была разбита ярмарка с пряниками, глингвейном и прочим, причем многие надписи на русском языке для наших соотечественников, из которых почти никто по-английски не говорит.

Везде очень дорого – это отличительная черта Скандинавии в целом. Они построили практически идеальное общество, но высокий уровень жизни – это всегда высокие цены. Конечно, в Финляндии подешевле, чем в Норвегии (как говорят), но в целом тут можно оставить за день не одну сотню евро, просто гуляя и забредая в не самые дорогие кафе. В одном из таких кафе (относительно дешевом и довольно вкусном китайском ресторане, правда, в самом центре города) мы немного пообщались с хозяином (или официантом).
Он вьетнамец, говорит по-вьетнамски, по-китайски, по-английски и по-фински. Весьма симпатичный тип. По его лицу было понятно, что он вполне подстроился под неторопливый северный менталитет и ему в кайф. Может быть, между истинно китайским образом жизни (не суетливым современным и не вовсе дурным маоистским, а таким, типа как в кино про древних мастеров кунг-фу) и северными привычками есть определенная схожесть. И там и там – неторопливость, основательность, любовь к созерцанию.

Из порта видно острова, где тоже живут люди. К ним и обратно по несколько раз в день курсируют паромы. Скорее всего, люди, живущие на этих островах, ездят на работу в город, а вечером уезжают обратно домой на корабле. Наверное, когда живешь на острове, ощущение жизни вообще другое.

Снег на дорогах и в парках белый. Единственная грязная машина на весь город, которую я видел – это была наша. Просто мы ее так и успели помыть, выезжая из России.

Тут даже водятся единороги. Надпись (как и почти везде) на финском и шведском языках, двух государственных. Хотя на самом деле шведская община в Хельсинки не то, чтобы очень большая.

Да, в Финляндии ездят на велосипедах даже зимой, причем таких людей действительно много. И не только в Хельсинки, но и на границе с Лапландией, где реально бывает очень, очень холодно.

Едем дальше на Север (продолжение следует).

Рубрика: Путешествия