В Москве, возможно, найдена редкая гравюра XVI века руки Ганса Вейдица, прижизненного иллюстратора сочинений Петрарки

Среди экспонатов выставки “Кошки, котики, котята”, организованной “Клубом коллекционеров графики”, оказался ценный художественный артефакт. По мнению искусствоведов, немецкая гравюра конца XVI века, представленная на выставке как работа неизвестного художника, с высокой долей вероятности принадлежит руке Ганса Вейдица, главного иллюстратора сочинений Петрарки. Работы по атрибуции гравюры уже начались.
В Москве, возможно, найдена редкая гравюра XVI века руки Ганса Вейдица, прижизненного иллюстратора сочинений Петрарки С 31 марта по 31 мая в московском особняке Вишневских проходит выставка графики XVI-XXI веков. Экспозицию предваряет обрезная гравюра “Иоав коварно убивает Амессая”, где одним из наблюдателей злодеяния становится кот. До недавнего времени авторство листа приписывалось неизвестному немецкому художнику конца XVI века.
Однако один из коллекционеров, член «Клуба коллекционеров графики» и специалист по графике XVI-XVII веков, Григорий Константинов, посетив выставку, сделал предположение об авторстве работы. Его мнение разделили и другие члены «Клуба коллекционеров графики». Сейчас объединение активно работает над признанием подлинности артефакта.
«Уже во время подготовки к выставке, в каталог которой вошла гравюра, мы обратили внимание на некоторые особенности исполнения, характерные для работ Ганса Вейдица-младшего, рассказывает Сергей Подстаницкий, куратор выставки. Мнение Григория Константинова усилило наши наблюдения. В этом и заключается ценность демонстрации частных коллекций – когда взгляду экспертов становятся доступны ранее скрытые произведения. И это может приводить к удивительным открытиям!»
Долгие годы гравюра хранилась в частном собрании историка и коллекционера Петра Дружинина. Приобретен лист был на антикварной ярмарке в Бремене, притом внимание покупателя привлек именно кот.
«Этот лист был приобретен на антикварной ярмарке в Бремене много лет назад, среди гравюр XIX века я увидел примечательный как по исполнению, так и по сюжету лист. Меня заинтересовал кот на плечах фигуры слева. Формально к библейскому сюжету кот не имеет отношения, но как символ эпохи и отношения к кошкам в XVI веке — это интересно», — рассказывает владелец гравюры.
Для обладателя гравюры предположения коллег стали неожиданностью: » Я не задумывался о том, что эта гравюра именно Ганса Вейдица-младшего — известного эльзасского гравера эпохи Возрождения (1495-1537). То есть я пытался отыскать имя мастера, но просмотр сюит немецких ксилографов к Ветхому Завету мне не дал точного ответа. В целом, это обоснованная атрибуция, учитывая стилистические особенности и манеру мастера. Само наследие этого художника неравноценно и стилистически разнообразно».
Особо интересна также техника исполнения листа — обрезная гравюра на дереве. Это крайне трудоемкая, но и наиболее древняя техника печатной графики. Значимая часть работ Вейдица выполнена именно в этой традиции.
Ханс Вейдиц-младший — известный немецкий художник эпохи Возрождения, особо прославившийся своими искусными деревянными гравюрами и иллюстрациями к сочинениям Цицерона и Петрарки. Последний считал Вейдица своим главным гравером.
Лично увидеть находку можно до конца мая, посетив выставку «Кошки, котики, котята». Коллекция выставлена в усадьбе Вишневских по адресу Щетининский переулок 10, стр 2.