9 000 000 рублей – такова ставка, которую объявил «Литфонд» за Брестскую Библию XVI века

На фоне уникальных дипломатических отношений, что демонстрируют Россия и Белоруссия, особенно ярким обещает стать белорусский аукцион в «Литфонде», на который заявлены старопечатные книги и реликвии XVI-XVII веков, а также редкие издания XIX-XX веков.
Брестская Библия, сожженная сыном издателя Радзивилла, сгинувший, но вновь найденный спустя сто лет мощевик покровителя Минска, а также два десятка томов от белорусского мыслителя Франциска Скорины – все это и многое другое, что представляет историческую и музейную ценность, выставлено на торги Аукционного дома «Литфонд», которые пройдут 1 июля.

Редчайший западнославянский палеотип, уничтожавшийся католиками

Главным лотом предстоящих торгов можно считать Брестскую (Радзивилловскую) Библию (Брест-Литовский, 1563 г.). На форзаце имеется владельческая подпись, оставленная в 1935 году библиофилом и антикваром из Познани Марианом Свинарским. А ниже наклеен гербовый экслибрис на польском: «Из книжного собрания Мариана Свинарского».
Выставленный на торги экземпляр отражает сложную судьбу Брестской Библии, которая увидела свет в период острых противоречий между протестантами и католиками в Европе. Борьба католиков с протестантами не щадила целые семьи, что отразилось на судьбе отца и сына Радзивиллов – богатейшего рода в Великом княжестве Литовском, на чьи средства издавалась Брестская Библия. Известно, что сын активно выступал на стороне католиков и боролся с движением Реформации и с наследием отца. Он приказал собрать отцовские протестантские издания, выпущенные в Бресте, и сжечь их во дворе Несвижского замка. Так погиб основной тираж Радзивилловской Библии, точное число изданных экземпляров которой так и осталось неизвестным.
Официально в мире насчитывается чуть более 100 уцелевших экземпляров, а полные издания, дошедшие до наших дней, можно пересчитать по пальцам. Представленная старопечатная книга является редким западнославянским палеотипом — одним из первых полных изданий Священного Писания на польском языке. Ее считают вновь выявленным единичным книжным памятником XVI века и настоящим шедевром полиграфического искусства, лидирующая ставка за который назначена 9 000 000 рублей. 

Возвращение святого покровителя Минска спустя сто лет

Настоящим сокровищем для ценителей древностей станет возможность побороться за утраченный в 1921 году и чудом сохранившийся до наших дней мощевик покровителя Минска: на торги 1 июня выставлен реликварий Святого Фелициана Мученика (Российская империя, конец XVIII — начало XIX вв.).
Мощевик патрона города Минска выполнен из металла и стекла, оформлен в виде глории, с круглым окном в центре, окруженным стилизованными лучами. Под стеклом читаются две надписи на бумажных ленточках: «S. Feliciani M» и «In Eccl Minsc.». Сохранилась и красная сургучная печать минского епископа Якуба Игнатия Дедерко.
Как можно узнать из описаний белорусского писателя Игнатия Ходзько, мощи Святого Фелициана покоились в серебряном гробе в боковой капелле правого нефа на каменном алтаре с лепниной. Последний раз реликварий упоминается в 1921 году, когда советская власть изымала из храмов все изделия из золота и серебра. В Минском костеле было изъято и «серебро с гроба св. Фелициана». Стартовая цена 1 800 000 рублей.

Королевская грамота горожанам средневекового Минска

Еще один лот исторического значения в каталоге аукциона – рукопись XVI века: распоряжение короля Сигизмунда I Старого, адресованное бурмистрам и мещанам города Минска (Вильна, 8 декабря 1522 г.).
Под текстом содержится королевская печать и подпись писаря великого княжества Литовского Богуша Михаила Боговитиновича, участника дипломатических миссий в Москву. На обороте грамоты есть краткое содержание, также исполненное белорусской скорописью того же времени и более поздним почерком – уже на латинице, добавлена помета «при архимандрите Серапионе». Грамота заверена гербовой дореволюционной печаткой архива дворянского русско-литовского рода Тышкевичей.
Рукопись содержит королевское распоряжение, посланное горожанам и администрации города Минска в связи с тем, что «архимандрит менский [минский] святого Вознесения [Минского Вознесенского монастыря] Серапион» жаловался в королевскую канцелярию на минских горожан, которые взяли в привычку пользоваться в личных целях принадлежащими монастырю подводами, игнорируя сопротивление монастырских людей. Вопрос регулирования взаимоотношений городских и церковных властей был насущным для того времени.
Великий князь Литовский и король Польши Сигизмунд I Старый (1467-1548 гг.) вошел в историю благодаря своей борьбе с крымскими татарами и Москвой. Наряду с этим он известен как выдающийся меценат, помогавший первопечатнику Франциску Скорине. Настоящая грамота является свидетельством эпохи, когда часть русских земель с православным населением находилась в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, в связи с чем документы в королевской канцелярии также велись на кириллице. Лидирующая ставка за редчайший памятник начала XVI века 600 000 рублей.

Книжное наследие великого гуманиста XVI века Франциска Скорины

Большой редкостью для библиофилов является собрание из 21 тома факсимильных изданий выдающегося книгопечатника, философа, медика и писателя Франциска Скорины (Минск, 2013-2017 гг.).
В сборник вошли такие издания, как «Книга Бытия» (том 1), «Книга Исход» (том 2) и далее по порядку, включая все четыре книги «Царств», «Апостол» (том 20) и др.
Восточнославянский и белорусский первопечатник Франциск Скорина (1470-1551 гг.) родился в Полоцке, был мыслителем, писателем и учёным-медиком, занимался переводами на белорусский извод церковнославянского языка книг Библии, а также издавал эти книги. Следует заметить, что факсимильное издание его собственных трудов, которое произведено уже в нашем веке, но в соответствии с библейским каноном размещения книг Священного Писания и в порядке, определенном самим первопечатником, позволило впервые собрать полный репертуар работ, напечатанных Скориной в Праге и Вильнюсе. В основу каждого тома положены копии лучше всего сохранившихся экземпляров его книг, находящиеся в Беларуси и других странах.
Всего до наших дней дошло 519 экземпляров напечатанного Скориной текста, включая как полноценные издания, так и отдельные страницы, чудесным образом сохранившиеся спустя века. Сотрудникам Национальной библиотеки Беларуси потребовалось пять лет, чтобы их объединить и систематизировать. Итогом долгой работы стал многотомник, вышедший тысячным тиражом. Все тексты сопровождаются научным описанием, а каждый том содержит обширное предисловие. Стартовая ставка за наследие белорусского гуманиста 380 000 рублей.

Первая книга по истории белорусского права

Другой уникальный и ценный труд – антикварная книга в трех частях «Образ Литвы, ее просвещение и цивилизация от древнейших времен до конца XVIII века» (Вильна, 1844-1845 гг.) авторства белорусского и польского историка Иосифа Ярошевича.
В своем сочинении Ярошевич постарался изложить правовую историю Белоруссии максимально объективно. И его научные выводы до сих пор имеют значение для потомков. Это издание стало первой историей белорусского права и государственного устройства. Первоначальная ставка за раритет 90 000 рублей.

Сгинувшая реликвия

Безусловно, музейным уровнем обладает альбом видов Полоцкого Спасо-Ефросиньевского женского монастыря, с которым связана захватывающая история.
Он был создан в память торжественного перенесения святых мощей Преподобной Ефросиньи Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский женский монастырь. Кроме непосредственно видов монастыря и его внутреннего убранства, содержатся фотографии видов города Полоцка. Однако главный интерес вызывают кадры с изображением легендарного креста, изготовленного для церкви Святого Спаса в городе Полоцке по заказу Евфросинии полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году.
Дело в том, что во время Великой Отечественной войны крест был утерян и до сих пор не найден. История реликвии начинается еще до XIII века, крест хранился в Полоцке. Но после захвата города смоленским князем Мстиславом Давыдовичем 17 января 1222 года крест перевезли в Смоленск, где он и находился до начала XVI века. В 1514 году Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и использовалась в богослужениях редко, по самым большим праздникам.
Набожный Иван Грозный, веря в «крестную силу» полоцкого креста (как и многих других реликвий), взял его в поход на Полоцк в 1563 году, видимо, поклявшись, что вернет крест на прежнее место в случае победы. В 1579 году Полоцк был взят королем польским и великим князем литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковной унии передали униатам.
Во время русской кампании Наполеона 1812 года базилиане вмуровали крест в стену, чтобы сохранить его. В 1928 году из Полоцка крест был перевезен в Минск, а в 1929 году – в Могилев, где находился в качестве экспоната Могилевского исторического музея. По одним сведениям, он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии, а по другим — в комнате-сейфе самого музея. Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и по сей день не найден.
Сакральное значение имеют также и мощи преподобной Евфросинии, который более семи столетий (с 723 года) почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы. В царствование Государя Императора Николая I начинается история ходатайств о перенесении мощей преподобной в Полоцк. Вопрос решился спустя более чем полвека. Св. Синод составил подробный чин перенесения мощей, который был удостоен Высочайшего утверждения 29 января 1910 года. И уже 20 мая того года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого стечения народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других более отдаленных мест».
В тех Полоцких Торжествах принимали участие Великий Князь Константин Константинович Романов с сыновьями Олегом и Игорем, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, королева Эллинов Ольга Константиновна, обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов и другие.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта последовало распоряжение Св. Синода эвакуировать мощи преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Из архивных документов известно, что уже в 1916 году предполагалось возвратить мощи преподобной из Ростова в Полоцк. Однако осуществить это намерение не удалось по причине событий, связанных с революцией, Гражданской войной и последующими репрессиями.
Перевезти мощи в Полоцк удалось, предположительно, только в 1921 году. Вскоре, во время проведения советской властью кампании по изъятию церковных ценностей, из Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители была реквизирована драгоценная серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а также Крест преподобной Евфросинии, множество святых икон, драгоценные ризы, оклады, евхаристические сосуды. В 1922 году мощи были перевезены в Витебский губернский историко-археологический музей, где находились до 1940 года.
Стартовая цена за уникальный альбом объявлена 45 000 рублей.

Подробнее со всеми лотами можно ознакомиться на сайте аукциона https://www.litfund.ru/auction/497s1/ и https://www.litfund.ru/auction/497s2/.

Заочные ставки можно сделать в каталоге «Литфонда» на litfund.ru или bidspirit.com.